Билет 64. Теоретико-практические основы развития физических качеств.

Физическими качествамипри­нято называть врожденные мор-фофункциональные качества, благодаря которым возможна фи­зическая активность человека (Матвеев). К основным физическим ка­чествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гиб­кость и ловкость.

Собственно силовые способностипроявляются:

1) при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполня­емых с околопредельными, предельными отягощениями (напри­мер, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

2) при мышечных напряжениях статического типа (без изменения длины мышцы).

Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой.

Силовая выносливость— это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины.

Силовая ловкостьпроявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.).СРЕДСТВА:1. Упражнения с внешним сопротивлением.2.Упражнения с преодоление веса собственного тела3. Статические упражнения. Незначительное общее развитие силы мышц наблюдается до 9-летнего возраста у девушек и 10-летнего возраста у мальчиков. Возрастной период от 9-10 до 16-17 лет характеризуется высокими темпами прироста абсолютной силы мышц. В дальнейшем темпы роста силы постепенно замедляются, но сила продолжает расти, и максимальных показателей абсолютной силы люди достигают в среднем в 25-30 лет. В 10-11-летнего возраста велечины годового прироста абсолютной силы у девочек и мальчиков почти не отличаются.

Выносливость -это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании ус­ловий для неуклонного повышения общей аэробной выносливос­ти на основе различных видов двигательной деятельности, пре­дусмотренных для освоения в обязательных программах физичес­кого воспитания.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игро­вой метод; 5) соревновательный метод.

Гибкость— это способность выполнять движения с большой амплитудой. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Задачи развития гибкости.В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего разви­тия гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основ­ными жизненно важными двигательными действиями (умениями инавыками) и с высокой результативностью проявлять осталь­ные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Средства и методы воспитания гибкости.Среди упражнений на растягивание различают активные, пас­сивные и статические. Активные движения с полной амплитудой (махи руками и но­гами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).