Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.

 

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Источниками возникновения и развития:

1.Практика общественной жизни. 2.Практика физического воспитания. 3.Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран

4.Постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры и спорта

5.Результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Остановимся на определении каждого из этих понятий.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.2.Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. 3.Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.)

Физическое совершенство —подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физ.воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия/ Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология)

Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания/Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма/ Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.