И 32. Основные ступени и формы познания: их взаимосвязь.

Субъект познания — это носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут быть:

— индивид,— группа (коллектив)— общество в целом.

 

Объект, это то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

 

Познание —процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: мифологическое, религиозное, художественное, философское, обыденное и научное.

Существует 2 ступени познания: чувственная и рациональная

Познание начинается на чувственном уровне и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга.

Органы чувств человека — это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир

Ощущение – простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания — восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме.

Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы.

Представление— это высшая форма чувственного отображения предмета, который в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств человека.

А также существуют такие формы чувственного познания, как память и воображение.

Рациональное познание строится на способности человека в мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ.

Формы рационального познания (формы мышления) — понятия, суждения и выводы (умозаключения) это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства предметов.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете.

Умозаключение – получение нового суждения или вывода из ряда посылок.

А также существуют такие формы, как Логический закон – обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики.

Стоит отметить, что чувственное познание осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент и описание. А рациональное – сравнение, анализ, синтез, обобщение, ограничение, аналогия, индукция и дедукция.

Чувственное и рациональное познание – две стороны одного феномена – познания, следовательно, они не разделимы, т.е. чувственное познание невозможно без рационального и наоборот.

Абсолютизация рациональной ступени познания дает начало рационализму (лат. ratio - разум) — философскому учению, согласно которому все достоверные знания идут от разума и мышления, разум является основой бытия и познания (рационализм Р. Декарта).

Абсолютизация чувственной ступени познания дает начало сенсуализму. Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущение и восприятие — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» .