Гражданского права и методические указания к изучению курса (краткий курс лекций) 3 страница

Легальное определение юридического лица (ст. 48 ГК РФ) позволяет выделить следующие основные признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений (они являются императивными законодательными требованиями, соблюдение которых позволяет признать то или иное лицо юридическим): 1) организационное единство, что означает обособленность деятельности этого искусственного лица от деятельности его участников (юридическое лицо, как правило, является коллективным образованием, непременно имеющим свою структуру, систему управления, цели деятельности, свое место нахождения); 2) участие в гражданском обороте от своего имени. Иными словами, каждое юридическое лицо имеет свое наименование – условное обозначение организации как субъекта правоотношений. Оно включает как собственно название, так и указание на организационно-правовую форму – порядок организации деятельности и управления юридическим лицом (ОАО, ЗАО, ООО, фонд и др.); в отдельных случаях наименование юридического лица должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (например, Фонд по оказанию помощи детям Африки «Чунга-Чанга»); 3) имущественная обособленность, которая выражается в том, что имущество юридического лица обособлено (отделено) от имущества его участников (учредителей), и учитывается на самостоятельном балансе; 4) самостоятельная юридическая ответственность – означает, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает принадлежащим ему имуществом (дополнительная ответственность участников своим имуществом по обязательствам организации предусмотрена лишь для отдельных видов юридических лиц). Некоторые авторы в качестве признака юридического лица называют также требование государственной регистрации юридического лица.

Выделяют следующие виды юридических лиц:

1) в зависимости от прав учредителей (участников) на имущество организации (п.п. 2, 3 ст. 48 ГК): а) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы); б) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также учреждения); в) юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы юридических лиц);

2) в зависимости от целей деятельности (ст. 50 ГК РФ): а) коммерческие организации – юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия); б) некоммерческие организации – соответственно, юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками; они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, учреждения, фонды, а также другие формы, предусмотренные законом);

3) в зависимости от характера участия в деятельности юридического лица: а) товарищества – объединения лиц (необходимо личное участие) и б) общества – объединения капитала;

4) по способу создания: а) корпорации – организации, созданные путем достижения об этом договоренности несколькими лицами и б) учреждения – юридические лица, созданные односторонним актом единственного учредителя.

Для участия в гражданских правоотношениях любой субъект, в том числе юридическое лицо, должен обладать правосубъектностью. В отношении юридических лиц это понятие является равнозначным понятию «правоспособность» (поскольку такой элемент правосубъектности как дееспособность в силу очевидных причин к организациям неприменим). Правоспособность юридических лицбывает: общей (универсальной) – возможность осуществлять любой вид деятельности (распространяется на негосударственные коммерческие организации) и специальной(целевой)– возможность осуществлять только те права и исполнять те обязанности, которые соответствуют целям деятельности организации (устанавливаются в законодательстве или сужаются самими юридическими лицами в их учредительных документах). По общему правилу правоспособность юридического лица предполагается специальной (целевой). Возникает правоспособность юридического лица в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ст.ст. 49, 51 ГК).

Осуществление правоспособности юридического лица (т. е. приобретение гражданских прав и обязанностей) возможно либо через его участников, либо через представителей, либо (по общему правилу) через органы юридического лица(ст. 53 ГК) – структурные звенья или отдельные лица, формирующие и выражающие вовне волю юридического лица как единого субъекта гражданских правоотношений. Органы юридического лица могут быть: единоличными(директор, президент и т.п.) иколлегиальными(общее собрание, правление и др.); волеформирующими(принимают решения)и волеизъявляющими – исполнительными (выражаютволю юридического лица, выступая вовне). Поскольку действия органов юридического лица расцениваются как действия самой организации, ответственность перед третьими лицами за юридическое лицо также несут его органы.

Юридическое лицо действует на основании документов, именуемых «учредительными». Перечень учредительных документов отдельных организаций определяется их организационно-правовой формой. В целом существуют следующие видыучредительных документов юридических лиц (ст. 52 ГК): учредительный договор – консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица; он заключается учредителями (создателями, участниками); устав – локальный нормативный акт, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между самим юридическим лицом и его участниками; он утверждается его учредителями (участниками); общее положение об организациях данного вида (в отношении некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных законом, например, для профсоюзов). «Набор» учредительных документов у отдельных организаций может быть различным (только на основании учредительного документа действуют товарищества; только устава достаточно для компаний «одного лица»; в большинстве случаев организации имеют и устав, и учредительный договор). В учредительных документах определяются: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, иные установленные законом сведения (например, для некоммерческих организаций и унитарных предприятий – предмет и цели деятельности), в том числесведения о филиалах и представительствах. И филиалы, и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения (таким образом, статус самостоятельного юридического лица они не имеют). При этом представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица; в то время как филиал помимо представительских осуществляет все основные функции юридического лица или их часть (ст. 55 ГК). Все изменения в учредительных документах юридических лиц подлежат государственной регистрации.

Выделяют два способа образования юридических лиц: 1) создание (т. е. возникновение абсолютно нового юридического лица) и 2) реорганизацию (возникновение нового юридического лица вследствие разделения, выделения, слияния или преобразования ранее существовавшего другого юридического лица). При реорганизации имеет место правопреемство (ст. 58, 59 ГК), т. е. права и обязанности реорганизуемой организации переходят вместе с передаваемым ею имуществом к вновь созданным юридическим лицам (кредиторы реорганизуемого юридического лица, которых необходимо письменно уведомить о предстоящей реорганизации, вправе заявить о прекращении или досрочном исполнении обязательств, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков – ст. 60 ГК). Порядокобразования юридических лиц может быть различным: разрешительным (по инициативе граждан с разрешения компетентного органа, например, кредитные учреждения); распорядительным (по распоряжению государственного органа, например, казенные предприятия); явочно-нормативным (по инициативе граждан, государственный орган лишь проверяет соответствие учредительных документов требованиям законодательства и регистрирует); уведомительным (юридические лица создаются путем заключения договора). По общему правилу создаваемые в Российской Федерации юридические лица подлежат государственной регистрации, осуществляемой налоговыми органами. Указанная регистрация осуществляется путем внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Порядок, сроки регистрации юридических лиц, необходимые для этого документы установлены ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с указанным нормативным актом место регистрации юридического лица определяется местом нахождения организации (его постоянно действующего исполнительного органа, реорганизуемых юридических лиц). При государственной регистрации юридических лиц необходимо представить следующие документы (ст. 12 ФЗ): заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица (в виде протокола, договора или иного документа); учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины; если учредителем организации является иностранная организация, то требуется документ, подтверждающий юридический статус этой организации. При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, кроме того, необходимо представить: решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс. Представить указанные документы можно либо непосредственно, либо по почте (с объявленной ценностью и описью вложения), либо иным способом (который определяется Правительством РФ). Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом (этот факт подтверждается соответствующей распиской). Регистрирующий орган должен рассмотреть документы и принять решение о регистрации или об отказе в регистрации в срок не более чем 5 рабочих днейсо дня представления документов (п. 1 ст. 8 ФЗ). Принятое решение является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр, момент внесения которой признается моментом государственной регистрации юридического лица. Повторимся, только с этого момента юридическое лицо считается созданным.

Что касается прекращенияюридического лица, то, равно как и возникновение, оно также возможно двумя способами: а) путем реорганизации – прекращения деятельности юридического лица с правопреемством (посредством разделения, слияния, присоединения, преобразования); б) путем ликвидации – прекращения юридического лица без правопреемства (т.е. права и обязанности прекращаются без их возникновения у других лиц). Как реорганизация, так и ликвидация юридических лиц может быть: добровольной, которая осуществляется по инициативе учредителей; принудительной (п. 2 ст. 61 ГК), которая осуществляется по инициативе уполномоченного государственного органа (реорганизация), по решению суда (ликвидация), либо по решению регистрирующего органа (ликвидация путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц). Заметим, что возможность исключения юридического лица из Единого государственного реестра является новеллой отечественного законодательства (была введена 02.07.2005 г.). В указанном порядке подлежат ликвидации «недействующие юридические лица», признаки которого содержатся в п. 1 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: а) непредставление в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия соответствующего решения, документов налоговой отчетности; б) неосуществление в течение этого срока операций хотя бы по одному банковскому счету (для принятия решения о ликвидации требуется наличие обоих перечисленных признаков). Следует особо подчеркнуть, что указанное правило имеет обратную силу и применяется ко всем юридическим лицам, зарегистрированным до 1 июля 2002 г.

Общий порядок ликвидацииюридических лиц включает в себя следующие основные этапы (ст.ст. 62–64 ГК, гл. VII. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): 1.принятие решения о ликвидации (в 3-хдневный срок об этом надо уведомить регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации); 2.назначение ликвидационной комиссии, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица; 3. публикация в органах печати сообщения о ликвидации юридического лица с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами (не может быть менее 2 месяцев с момента публикации); 4.выявление кредиторов и дебиторов; 5. составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса; 6. удовлетворение требований кредиторов, т. е. выплата им денежных сумм в порядке очереди, установленной ст. 64 ГК; 7. составление окончательного ликвидационного баланса; 8.передача имущества, оставшегосяпосле удовлетворения требований кредиторов, учредителям юридического лица (этот этап может и отсутствовать); 9. внесение записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (требуемые при этом документы: заявление, ликвидационный баланс и документ об уплате гос.пошлины).

Очередность удовлетворения требований кредиторов является следующей: 1) требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; 2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3) расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 4) расчеты с другими кредиторами. Требования залоговых кредиторов (кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица) удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. При удовлетворении требований кредиторов следует руководствоваться следующими правилами(п.п. 2, 3 ст. 64 ГК): 1) требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди; 2) при недостаточности имущества для полного удовлетворения требований кредиторов одной очереди, оно распределяется между ними пропорционально суммам их требований, если иное не установлено законом.

Особые правила прекращения существуют в отношении несостоятельных юридических лиц. Правовому регулированию связанных с этим отношений посвящен ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Действие указанного закона распространяется на все организации, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Указанным нормативным актом устанавливается также порядок признания банкротом граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (действующих без образования юридического лица). В ст. 2 названного закона дается легальное определение несостоятельности (банкротства)как признанной арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В данной связи заслуживает внимания ряд терминологических моментов: 1) понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются тождественными, поскольку последнее помещено законодателем в скобках; 2) необходимо разграничивать такие понятия как «несостоятельность», «неплатежеспособность» и «неоплатность». Наиболее близкими по значению являются «несостоятельность» и «неплатежеспособность» (субъект не в состоянии платить ввиду отсутствия у него средств). «Неоплатность» же означает лишь факт того, что необходимый платеж не произведен, но при этом вполне допустимо, что субъект в состоянии его погасить, но по каким-либо причинам не сделал этого. Разграничение «неплатежеспособности» и «неоплатности» является весьма важным с позиций действующего гражданского законодательства, т. к. они выступают в качестве принципов, используемых в отношении разных групп субъектов (ст. 3 ФЗ). Так, в отношении граждан используется принцип неплатежеспособности (они считаются несостоятельными, если не исполнили соответствующих обязанностей в течение 3 месяцев и сумма их обязательств превышает стоимость принадлежащего им имущества). Юридическое лицо считается несостоятельным при наличии только первого признака, т. е. если им не исполнены соответствующие обязанности в течение 3 месяцев, следовательно, в отношении организаций используется принцип неоплатности. В качестве условия возбуждения дела о банкротстве ст. 6 рассматриваемого закона устанавливается минимальный размер требований к должнику: десять тысяч рублей – для граждан и сто тысяч рублей – для юридических лиц.

Дела о банкротстве рассматривает арбитражный суд. Вместе с тем, можно говорить о существовании двух способов установления банкротства юридических лиц: 1) добровольное – осуществляется на основании решения юридического лица об объявлении им о своем банкротстве (принимается совместного с кредиторами организации; в данном случае заявление в суд подает сам должник); 2) на основании судебного решения, когда инициатором признания лица банкротом выступают либо конкурсный кредитор, либо уполномоченный государственный орган. При рассмотрении дела о банкротстве должника-юридического лица арбитражный суд может применить одну из предусмотренных законодательством процедур банкротства: наблюдение (процедура, применяемая для обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов); финансовое оздоровление (процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности); внешнее управление (процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности); конкурсное производство (процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов); мировое соглашение (процедура, которая может быть применена на любой стадии дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором).

Порядок погашения долгов несостоятельного юридического лица является следующим. Так называемые «текущие требования» удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 ФЗ): судебные расходы, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника и др. Затем следует удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной законом очередностью: 1) расчеты по требованиям граждан о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, в том числе компенсация морального вреда; 2) заявленные на дату принятия арбитражным судом заявления о признании юридического лица банкротом требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам, и по выплате авторских вознаграждений; 3) расчеты с другими кредиторами: здесь учитываются, в частности, требования конкурсных кредиторов (кредиторов по денежным обязательствам, кроме перечисленных в 1 и 2 очередях), уполномоченных органов (долги по обязательным платежам) и те требования залоговых кредиторов, которые не были удовлетворены за счет средств, вырученных от продажи предмета залога.

Рассмотреть правовое положениеотдельных видов юридических лицстудентам надлежит самостоятельно, используя предлагаемую (опорную) таблицу (Приложение 1).

 

Тема «Публично-правовые образования как субъекты гражданских прав».Публично-правовые образования составляют особую группу субъектов гражданских правоотношений, включающую в себя: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования. Особенность публично-правовых образований как субъектов гражданских правзаключается в следующем:

· указанные образования являются носителями публичной власти (именно они, в частности, принимают нормативные акты, содержащие гражданско-правовые нормы). Однако, участвуя в конкретных гражданских правоотношениях, они выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК), следовательно, не могут проявлять свои властные свойства;

· особый состав имущества (именуемый казной): в частности, публично-правовые образования могут иметь в собственности любое имущество, в том числе изъятое из оборота и ограниченное в обороте;

· особый характер ответственности (ст.ст. 126,127 ГК) – за счет казны (а последняя, как известно, формируется, в том числе путем уплаты налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей теми лицами, перед которыми государство может нести ответственность по гражданско-правовым основаниям). Ответственность публично-правовых образований являетсяограниченной, что объясняется особым составом их имущества (так, не может быть обращено взыскание на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) и их судебным иммунитетом от иностранной юрисдикции (в отношениях с участием иностранных граждан, юридических лиц и государств). При этом РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга;

· от имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают особые органы – органы государственной власти или органы МСУв пределах своей компетенции (Правительство РФ, Министерство финансов, Минимуществом, ЦБ РФ и др.). Эти органы, в свою очередь, во вне представляют их должностные лица. По специальному поручению публично-правовых образований от их имени могут выступать также отдельные граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ);

· особые цели создания публично-правовых образований определяют характер их гражданской правоспособности, которая является специальной (иногда ее называют специализированной). Содержание гражданской правоспособности публично-правовых образований включает в себя, в частности:

– способность участвовать в правоотношениях публичной собственности (государственной и муниципальной), характеризуемых строго целевым использованием объектов,

– способность участвовать в отношениях по изменению формы собственности с публичной на частную (приватизация), и наоборот – из частной в публичную (реквизиция, конфискация и национализация),

– способность участвовать в наследственных правоотношения; при этом наследовать по завещанию могут любые публично-правовые образования, а по закону – только РФ,

– способность создания юридических лиц (унитарных предприятий и учреждений),

– способность быть субъектом корпоративных отношений – путем приобретения долей в уставном капитале хозяйственных обществ,

– способность участвовать в договорных правоотношениях (например, в отношениях по поставке для государственных нужд, заказу подрядных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и др. работ и т. д.), в том числе путем выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг,

– способность участвовать во внедоговорных отношениях (возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами МСУ, их должностными лицами, незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда).

Изучение темы «Объекты гражданских прав»следуетначать с общетеоретического вопроса об объектах права, который является достаточно спорным в правовой науке. Его спорность заключается в том, что, с одной стороны, существуют нормы права (т. е. право в объективном смысле), а с другой – реальные отношения субъектов (субъективная сторона права). Исходя из этого понятие «объект права» можно понимать: 1) в объективном смысле – как объект правового регулирования (в таком понимании объектом гражданского права будут являться действия субъектов, на которые направлено регулирующее воздействие правовых норм); 2) в субъективном смысле – как объект правоотношения, возможного поведения (при таком подходе к объектам гражданских прав следует отнести уже не сами действия субъектов, а те конкретные материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъектами совершаются определенные фактические действия). Далее речь пойдет об объектах частных прав (или об объектах гражданских правоотношений), т. е. об объектах права в субъективном смысле.

В общем виде объект гражданских частных прав можно определить как благо, способное удовлетворить законные интересы лица, обладающего определенным субъективным гражданским правом. Исходя из такого понимания, основными свойствами объектов гражданских прав являются: способность удовлетворять законные интересы субъектов (при этом объект является фактическим средством их удовлетворения; юридическим средством выступает субъективное право) и оборотоспособность – социальное свойство, заключающееся в возможности блага быть объектом гражданского оборота, образуемого совокупностью актов отчуждения. По критерию оборотоспособности все объекты гражданских прав условно делят (В. А. Белов) на две группы:

1) оборотоспособные, включающие объекты:

· свободные в обороте, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом (п. 1 ст. 129);

· ограниченные в обороте, которые а) могут принадлежать только определенным участникам оборота (унитарным предприятиям, публичным образованиям и др.) либо б) могут находиться в обороте только при наличии соответствующего специального разрешения (земельные участки, ин. валюта и валютные ценности, оружие, яды, наркотические препараты и др.). Виды этих объектов определяются в порядке, установленном законом.

2) необоротоспособные, к которым относятся:

· объекты, необоротоспособные в силу своих естественных свойств – это такие объекты, которые в принципе не подлежат отчуждению, не могут быть переданы другим лицам (например, имя, жизнь, здоровье, личная свобода и др.);

· объекты, изъятые из оборота – это те объекты, нахождение которых в обороте не допускается в силу закона в связи с их социальной или экономической значимостью (это в частности: участки континентального шельфа, участки недр, ядерные материалы, боевое оружие, сильнодействующие наркотические и психотропные препараты, большинство земель лесного и водного фондов). Они должны быть прямо указаны в законе.

Перечень видов объектов гражданских прав, как уже было отмечено, содержится в норме ст. 128 ГК РФ (данный перечень сформулирован законодателем как исчерпывающий). Анализ формулировки данной нормы позволяет условно разделить все объекты на: 1) имущество (вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права) и 2) объекты, не являющиеся имуществом (работы, услуги, интеллектуальная собственность и нематериальные блага). Далее будет дана характеристика каждого из названных объектов гражданских прав.

При рассмотрении вещей, прежде всего, следует указать на необходимость разграничения понятий «вещь» и «имущество». Понятие «имущество» является более широким, т. к. включает в себя еще и имущественные права. Вместе с тем, необходимо отметить, что такое значение «имущества» – не единственно возможное, даже в рамках ГК РФ. Можно встретить как более широкое (например, абз. 2 п. 2 ст. 132, абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК), так и более узкое (например, п. 1 ст. 209 ГК) понимание «имущества», исходя из чего к толкованию той или иной нормы, содержащей данный термин, необходимо подходить индивидуально, сообразно ее контексту и назначению.

Вещи как объекты гражданских прав –это предметы материального мира, способные удовлетворять потребности человека. Таким образом, признаками вещи являются: наличие материальной формы и обладание потребительной стоимостью, т. е. способностью удовлетворять потребности человека (любые). Вопрос о классификации вещей должен быть хорошо известен студентам из курса «Римское частное право», в связи с чем в настоящем пособии он не освящается (отдельные положения на сей счет будут представлены в рамках последующих тем курса).