НЭП) Новая экономическая политика (кратко) (сущность и цели. Успехи, трудности, основные противоречия, причины свёртывания).

Политика военного коммунизма привела Россию к острейшему политическому и экономическому кризису.

Вынужденной мерой для удержания власти путем политических уступок рынку в течение 1921-1922 гг. являлся НЭП.

Коммунисты считали частную собственность своим злейшим врагом, подрывающим устои их идеологии, а НЭП - уступкой капитализму, символом их поражения. Поэтому изначально эта политика была обречена на провал.

По мнению Ленина, сущность НЭПа была в налаживании союза между рабочими и крестьянами. Ленин сделал правильный тактический ход, попытавшись с помощью НЭПа выйти из кризиса и, проскочив опасный период, похоронить эту политику.

Переход к новой экономической политике был декларирован на 10-м съезде РКП(б), в марте 1921 г.

Составляющими этой политики были следующие меры: введение прогрессивного подоходного налога с крестьян, свобода торговли, разрешение аренды малых и средних частных предприятий, возможность найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, плановость услуг, перевод промышленных предприятии на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции.

В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ.

С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США.

Денежная реформа была проведена до 1924 г., она имела огромное значение, так как сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику.

В политику НЭПа были введены и опробованы элементы долгосрочного планирования.

Очередной съезд партии принял план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10-15 лет. Цель этого плана - обновление структуры производительных сил государства. Для этого создавалась сеть связанных в единую энергетическую цепь электростанций, которая должна была стать основой будущей промышленности.

В октябре 1922 г. «был принят новый Земельный кодекс, разрешавший выход крестьян из общины, аренду или наемный труд, а 7 апреля - закон о кооперации, который освободил крестьянина от опеки Наркомпрода.

К 1927 г. сельхозкооперация охватила до 30% всех крестьянских хозяйств. Однако государство проводило по отношению к крестьянам несправедливую закупочную политику, что вызывало острое недовольство.

К середине 20-х годов были восстановлены довоенные объемы производства. Возникла торговая сеть, реконструированы предприятия тяжелой промышленности.

В декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.

В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы - в торговле.

НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.

Однако непоследовательность проведения этой политики, отсутствие единого плана, хаотичность в проведении мероприятий привели к преждевременному ее прекращению.

№18

Новая экономическая политика.
 
 
В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жёстким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политике (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, «всерьез и надолго») уступка обстоятельствам. Он включал замену продразверстки продналогом, легализацию частной торговли (при государственной монополии на внешнюю), частичное разгосударствление промышленности, предоставление большей самостоятельности предприятиям, отмену всеобщей трудовой повинности, введение в ходе денежной реформы 1922-1924 гг. конвертируемой валюты (червонец).
Нэп оздоровил экономику страны. Исчезла угроза голода, стали развиваться мелкая и средняя торговля, сфера обслуживания, сельское хозяйство (нэп прежде всего был уступкой крестьянству). Однако государство и местные власти из идеологических соображений тормозили рост кулацких хозяйств, которые давали основную часть товарного хлеба. Это снижало доходы от экспорта. Рост промышленности был низким из-за малых инвестиций (результат малых прибылей от экспорта) и шел преимущественно за счет восстановления мощностей прежних лет. Росла безработица. Инвестиции из-за рубежа были незначительными, ибо большевики отказались вернуть долги царского правительства. Промышленных товаров не хватало, и крестьяне придерживали хлеб, т.к. на выручку от него нечего было купить. В 1928 г. власти стали изымать хлеб силой, обвиняя крестьян в саботаже. Государство трижды обрушивало курс червонца, чтобы ограбить предпринимателей. С началом индустриализации и коллективизации нэп был свёрнут.

 

№19

Международные отношения 20 – 30-х годов ХХ в. определялись, в общесоциальном плане, продолжающимся цивилизационным кризисом индустриальной эпохи; возникновением и разработкой новых государственных и национальных идей.

Кризис цивилизации, вызванный бурным переходом от традиционного общества к индустриальному со всеми последствиями, сопровождавшими его (отчуждением человека от природы, урбанизацией, культурным и психологическим шоком), не нашел своего разрешения в начале ХХ века. Массовое мышление не могло осознать, оценить, предугадать последствий влияния научно-технической революции на социальное развитие.
Общество ХХ в. оказалось дезориентированным, поскольку прежние образцы социального поведения потеряли притягательность, а новые еще не обрели её. Политические лидеры и народные массы по-прежнему не видели ничего страшного в насилии. Эгоистичные интересы наций и корпоративные интересы социальных групп привели мир к новым войнам и социальным революциям. Но даже после первой мировой войны и русской революции никто не мог подумать, что главными выражениями прогресса во второй четверти ХХ в. станут концентрационный лагерь, пыточное следствие, тупая и назойливая пропаганда с помощью новейших технических средств. И всем этим займется не элита общества, а человек из народа - неудавшийся художник, недоучившийся семинарист, самый обычный сапожник, мясник, крестьянин – «человек массы», как определил испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет , автор ключевого для ХХ в. вопроса «Почему массы всюду лезут и всегда с насилием?»
Появление этого вопроса отражало реалии гигантского социального эксперимента, в котором участвовали крупнейшие страны мира. Как постановка задач, так и пути выхода из кризиса оказались различными.
Во всяком случае, можно выделить 4 модели развития индустриальной цивилизации в государственных формах и основных идеях:
1. эволюционный капитализм (США);
2. народный фронт (Франция);
3. национальный социализм (Германия);
4. государственно-монополистический социализм (СССР).
Понятия «капитализм» и «социализм» рассматриваются как тенденции в рамках индустриальной цивилизации. Две последние модели завели общество в тупик, что соответствовало месту России и Германии до первой мировой войны, когда Россия была первой среди стран с преимущественно аграрной экономикой, а Германия – последней в ряду индустриальных стран. Истощенные войнами и революциями, Германия и Россия попытались сделать рывок, перепрыгнуть через определенный уровень социального развития, заранее некорректно сформулировав конечную цель («Всемирное объединение трудящихся» – СССР; «Всемирное объединение арийской высшей расы» – Германия).
Англо-американская идея, четко ориентированная на реализм, свободная от европейской рутины, с учетом исторического опыта США и других стран, стала реализовываться с 30-х годов, начиная с «нового курса» президента США Ф. Рузвельта. Кризис 1929 г. показал, что прежние методы индустриальной цивилизации себя исчерпали, во всяком случае в США. Что имеется в виду? В экономике это необходимость опираться на дешевую рабочую силу, постоянная необходимость вовлекать в производство все возрастающее количество сырья и энергоносителей. В социальной сфере – обострение на всех уровнях, включая производство, то, что часто называется «человеческим фактором». Инженерная организация труда (система Тейлора) и принцип ритмического потока («фордизм») перестали быть эффективными. Определенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику США оказали социалистические идеи, привнесенные на американский континент эмигрантами из Европы. В США начался переход в рамках эволюционного капитализма от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
«Новый курс» Ф. Рузвельта включал:
социальные гарантии и страхование;
гарантии занятости;
введение всеобщего среднего образования;
антимонопольные законы;
отмену «сухого закона» в 1933 г.
Надо отметить, что в США не избежали соблазна государственного силового регулирования в 1933 – 38 гг., но это не приобрело таких глубоких форм, как в СССР или в Германии.
Хронологически и конкретно-исторически международные отношения между двумя мировыми войнами подразделяются на два периода, которые соответственно охватывают 20-е, 30-е годы.
1. 20-е годы. Стабилизация международных отношений на базе Версальско-Вашингтонских соглашений.
2. 30-е годы. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Начало нового витка силового противостояния.
В результате первой мировой войны нарушилось сложившееся равновесие сил. Распад четырех величайших империй (Германской, Австро-Венгерской, Российской, Османской), ослабление Великобритании и Франции на периферии их имперских территорий привели к возникновению «пустых» пространств. Зоны интерференции были заняты государствами, возникшими на базе бывших имперских центров (Германия, Австрия, РСФСР, Турция), новыми национальными государствами (Финляндия, Польша, Чехословакия и т.д.) или переданы победителям в виде подмандатных территорий (бывшие германские колонии – Юго-Западная Африка, Восточная Африка, Камерун, Того, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова).
В Европе на смену традиционной схеме политического равновесия «2+1» (два континентальных центра силы – Франция против Австрии и России в конце XVIII – начале XIX вв., Германия против Франции и России в начале ХХ в. и в ходе первой мировой войны, Великобритания в роли арбитра, препятствующего чрезмерному усилению одного из них) пришла новая система «2+1+1» (два континентальных центра силы, Франция против Германии + Великобритания + Россия). Очевидна неустойчивость этой модели в силу непонятной и неопределенной роли России с ее все еще огромной имперской территорией. После 1917 г. внешняя политика Советской России приобрела характер шантажа по отношению к мировым державам. Свою явную слабость, обнаружившуюся в ходе первой мировой войны, Россия попыталась превратить в силу, пугая окружающих грядущей мировой революцией.
Стратегическая ориентация Советского государства на «всемирную пролетарскую революцию» нарушала стабильность в мире, не воспринималась западным сознанием. Идеологическая мифология в данном случае мешала реальным национальным интересам.
Вот, что вспоминал о своих беседах с главковерхом РККА Львом Троцким художник Ю. Анненков: “Ставка помещалась в богатейшем национализированном имении князей Юсуповых - Архангельское. Стояла сверкающая зима, снег и иней блестели под ярким солнцем. Около ворот имения стояли часовые. Увидев знакомую машину, они вытянулись во фронт и откозыряли, глядя на меня. Но еще в пути одна вещь меня удивила: по краям дороги, почти на всем расстоянии между Москвой и “ставкой” заржавленные каркасы броневых машин и разбитых орудий - воспоминания о гражданской войне высовывались из снежных сугробов. Прошло уже полных три года со времени боев (да и были ли они в этом Подмосковье?). Иностранные дипломаты и военные представители часто ездили в «ставку» к Троцкому. Какое впечатление мог произвести на них подобный пейзаж? Как-то в одной из наших бесед я выразил Троцкому мое удивление по поводу столь мрачного и столь легко упразднимого обрамления дороги. «Стратегическая маскировка, - ответил Троцкий, - пусть пока капиталистам кажется, что у нас полный бедлам, что наша революция – не более, чем временный местный кризис, вызванный военными неудачами. И что иностранным капиталистам беспокоиться нечего. Вот и все. Тактика, товарищ!» И, улыбнувшись, добавил: «Однако, в скором времени та же тактика потребует обратной маскировки. Когда станет ясным, что наш бедлам не прекращается, но географически расширяется, то нужно будет сделать так, чтобы капиталистическим странам стало страшно пойти против нас. И вот, принимая у себя представителей капиталистического мира, гниющего Запада, мы будем показывать им торжественные парады, силу нашей военной мощи и ее организованность, демонстрируя орудия и всяческие танки, купленные на том же гниющем Западе».
Более двух миллионов эмигрантов из России самим фактом своего появления на Западе формировали негативный образ России и русского человека. Для держав-победителей Россия была прежде всего предательницей, заключивший сепаратный мир с врагом, страной с непредсказуемой политикой.
Двойственность внешней политики Советского государства после смерти предсовнаркома В.И. Ленина привела к острой дискуссии между И.В. Сталиным – сторонником «построения социализма в одной отдельно взятой стране» и теоретиком «всемирной перманентной революции» Л.Д. Троцким. Каждая неудача во внешней политике – подавление выступления немецких рабочих в Гамбурге в 1923 году, разгром компартии Китая в 1926 – 27 гг. использовалась во внутрипартийной борьбе.
После разгрома оппозиции И.В. Сталин разрешил эту проблему, подчинив интересы международного коммунистического движения интересам Советского государства. В 1928 г. он заявил, что «только тот является истинным революционером, кто готов безоговорочно, открыто защищать СССР». В 1928 – 30 гг. был сделан окончательный выбор между интересами государства и интересами революции в пользу государства.
Очередная, третья по счету корректировка внешнеполитического курса произошла в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов в Германии. В течение шести последующих лет проводилась политика нейтралитета и коллективной безопасности. Советско-германским пактом 1939 г. фактически вновь провозглашалась национально-имперская идея внешней политики Российского советского государства.
Европоцентризм постепенно уходил в прошлое, появились два новых центра силы – США и Япония. Если в начале ХХ в. США были должником Европы, то после окончания первой мировой войны превратились в кредитора, превзойдя по зарубежным капиталовложениям Англию (16,5 млрд. долларов). К концу 20-х годов США стали производить больше промышленной продукции, чем пять следующих за ними государств вместе взятых. США были самым развитым государством мира. В ходе первой мировой войны они создали современную армию и флот. Но в политическом и военном плане все еще доминировали Англия и Франция.
Мессианские попытки США внести новые принципы международных отношений на основе отказа от тайной дипломатии, обеспечения свободы торговли и мореплавания, осуществления всеобщего разоружения и признания прав наций на самоопределение встретили упорное сопротивление со стороны традиционно имперских государств: Англии, Франции, Японии. Успехом американской дипломатии можно считать создание Лиги Наций – первой в истории международной организации по послевоенному устройству мира на основе отказа от применения силы.
В 20-е годы стали очевидными европо-американские и японо-американские противоречия. 12 ноября 1921 г. в Вашингтоне по инициативе США была создана новая международная конференция. В ней приняли участие девять ведущих государств мира за исключением Германии и РСФСР.
Итогом конференции стало подписание нескольких договоров:
«договор четырех» держав от 13 декабря 1921 г. об аннулировании англо-японского соглашения;
«договор девяти» от 6 февраля 1922 г., признававший независимость Китая и передачу Китаю бывших германских колоний в Китае;
«договор пяти» от 6 февраля 1922 г. об ограничении морских вооружений.
«Договор пяти» известен как первое соглашение по ограничению гонки вооружений. По условиям договора был установлен предельный тоннаж, размер линейных кораблей, предельный калибр орудий и количество линейных кораблей в пропорции 5:5:3:1,75:1,75 для США, Великобритании, Японии, Франции, Италии. Великобритания признала право США на равенство в морской мощи.
Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, получившей свое развитие в 20-е годы.
Общеполитические соглашения не были успешными и практически не могли добавить что-нибудь к уставу Лиги Наций. Вместе с тем, в 1925 г. удалось подписать «Женевскую конвенцию» о запрещении применения химического и бактериологического оружия, а в 1928 г. «пакт Бриана-Келлога» об отказе от применения военной силы.
Инициативу по восстановлению международных кредитно-финансовых и торговых отношений взяли в свои руки американские предприниматели. «План Дауэса» предоставления кредитов Германии и переход к золотому стандарту валют стали предпосылкой политической и экономической стабилизации в 20-е годы.

№20

Суть- единая, централизованная вертикаль власти во главе с т. Сталиным.
Итоги-1) строительство промышленного комплеска с 0,
2) решение аграрной проблемы,
3) перевооружение армии,
4) возврат территорий после Финской войны (Выборг) , тем самым отодвинув границу от Ленинграда,
5) Победа в Великой Отечественной войне,
6) приобретение территорий Кенинсберга, Сахалина, Курильских островов,
7) востановление страны,
8) решение проблем беспризорников, сейчас напомню вам больше беспризорников чем после ВОВ.
9) улучшение криминальной ситуации- (воров сажали, шпионов стреляли) .
Идеи: благодаря этому режиму, такие малолетние идиоты, как вы, которым насрали в мозг в 90-е, могут сегодня писать в ответах и задавать вопросы.

Борьба за власть среди партийных олигархов во второй половине 20-х – начале 30-х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией («новая оппозиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон в ВКП(б), попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде), последовательно устранив с политической арены Каменева, Зиновьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова и Томского, Сталин к середине 30-х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает тоталитарную форму правления. Тоталитаризм – это полная, всеохватывающая власть, контроль государства над всеми сферами жизни общества. Черты: - страх человека перед государством, т.к. существуют массовые репрессии, беззаконие - наличие одной формы собственности – государственной - единая для всех государственная идеология – марксизм-ленинизм - наличие двух классов – рабочих и крестьян - массовые тоталитарные организации, осуществляющие контроль: октябрята, пионерия, комсомол, профсоюз, партия Признаки абсолютной власти Сталина: 1) Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и государственные решения, которые затем лишь оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК, Советских органов и в законодательные акты. Т.е. Сталин – первая инстанция, а последующие инстанции лишь штампуют его решения. 2) Сталин формирует преданный ему партийный аппарат. Партийные руководители всех рангов назначаются сверху вниз, хотя и создаётся видимость их выборности. 3) Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б), Сталин использует такой важный рычаг власти как право номенклатурного подбора кадров на все важнейшие государственные и хозяйственные посты. Он лично осуществляет формирование правительства и руководит его деятельностью. С 6 мая 1941 года он становится Председателем Совнаркома СССР. Происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Становится нормой принятие совместных партийно-государственных постановлений, руководители партии одновременно занимают ответственные государственные посты. 4) В руках Сталина была сосредоточена и информационная (идеологическая) власть. Сталин был главным идеологом партии. Любое его выступление, а порой даже фрагментарная фраза немедленно подхватывались средствами массовой информации и тиражировались миллионными экземплярами. 5) Сталин осуществляет непосредственное руководство вооружёнными силами. В годы Великой Отечественной войны он становится Наркомом обороны СССР. Важнейшей опорой диктатора становятся правоохранительные органы. В этих целях в начале 30-х годов проводится их реорганизация. В значительной мере они утрачивают правоохранительную природу, на первый план выдвигается карательная направленность в их деятельности. В 1932 году было образовано Главное управление милиции при ОГПУ. Тем самым органы общественного порядка были включены в систему органов государственной безопасности. С 1931 года по июнь 1941 года численность милиции увеличилась почти втрое.

№21

СССР в канун Великой Отечественной войны.
 
 
1 сентября 1939г. войска гитлеровской Германии напали на Польшу. 3 сентября 1939 г. Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война.
17 сентября 1939 г. Красная Армия вступила в Восточную Польшу и заняла Западные Украину и Белоруссию. В закрепление раздела Польши 28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали договор «О дружбе и границе». СССР активно поставлял Германии зерно, нефть и др. Финляндия отказалась разместить у себя советские военные базы и обменять свои земли близ Ленинграда на территории в Карелии. 30 ноября началась советско-финская война. После первых неудач Красная Армия прорвала финскую оборонительную линию Маннергейма. 12 марта 1940 г. Финляндия подписала мир и отдала СССР часть Карелии с Выборгом. Но война показала слабость Красной Армии.
Летом 1940 г. СССР навязал Литве, Латвии и Эстонии просоветские правительства, по «просьбе» которых принял эти страны в свой состав. В июне Румыния отдала СССР Молдавию и Северную Буковину. В ноябре 1940 г. Молотов вел переговоры в Берлине, но стороны не договорились о разделе сфер влияния. 18 декабря Гитлер утвердил план нападения на СССР — план «Барбаросса». 5 апреля 1941 г. СССР заключил пакт о ненападении с Японией.
В предвидении надвигающейся войны в СССР ввели всеобщую воинскую повинность и 7-дневную рабочую неделю, выросли расходы на оборону. Но подготовка армии и уровень командования хромали, новые образцы вооружения внедрялись медленно, укрепления на новой границе не были достроены. 14 июня было опубликовано заявление ТАСС о том, что слухи о грядущей войне с Германией — провокация (чтобы прощупать позицию Германии). Но в ночь на 22 июня И. В. Сталин все же велел привести армию в повышенную боевую готовность, но было поздно. 22 июня 1941 г. началась война.

 

Начальный период Великой Отечественной войны.
 
 
22 июня 1941 г. Германия и некоторые ее союзники (Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия) внезапно напали на СССР. Немецкие войска окружили советские части под Минском и Белостоком, заняли Белоруссию, Литву, Латвию, часть Украины. Причины неудач — слабая подготовка советских войск и командования и хорошая выучка и опытность немецких, внезапность удара, ошибки Сталина и др.
Были созданы Государственный комитет обороны (ГКО) и Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК). Формировалось народное ополчение. Предприятия эвакуировались на восток, в Сибирь и Среднюю Азию.
10 июля начались бои под Киевом и Смоленском. В сентябре фашисты взяли Киев и окружили там 5 измотанных в боях и неукомплектованных советских армий, блокировали Ленинград. 30 сентября началась битва за Москву (операция «Тайфун»). Войска Западного фронта попали в «котёл» под Вязьмой, но храбрость наших солдат и нехватка сил у врага не дали ему взять столицу. 5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой и отбросила врага на 100-250 км. Фашисты были также разбиты под Тихвином, Ростовом, Керчью. Но дальнейшее продвижение Красной Армии успеха не имело.
В мае 1942 г. наши войска потерпели поражение под Харьковом и Керчью. 28 июня враг начал наступление на юге к Кавказу и Волге. В октябре фашисты дошли до центральных перевалов Кавказа. В сентябре они завязали бои в Сталинграде.
12 июля 1941 г. подписано англо-советское соглашение о борьбе против врага. 29 сентября — 1 октября 1941 г. прошла англо-американо-советская конференция в Москве. Были определены размеры поставок в СССР (ленд-лиз). 1 января 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций о борьбе с врагом без сепаратного мира. Англо-советское соглашение 26 мая 1942 г. и американо-советское 11 мая 1942г. окончательно оформили антигитлеровскую коалицию.
 

 

Перелом в ходе Великой Отечественной войны.
 
 
19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление под Сталинградом и окружила группировку Ф. Пау-люса. Попытка деблокировать ее провалилась. 2 февраля 1943 г. после тяжелых боев ее остатки сдались бойцам К. К. Рокоссовского. Советские войска взяли Ростов, Воронеж и дошли до Харькова и Белгорода, но затем были отброшены и перешли к обороне. Началось контрнаступление на Кавказе. В январе 1943 г. прорвана блокада Ленинграда. В мае 1943 г. союзникам сдались итало-немецкие войска в Северной Африке.
5 июля 1943 г. началась Курская битва. Войска Э. Манштейна и X. Клюге, используя тяжелые танки «Тигр», потеснили части Н. Ф. Ватутина и К. К. Рокоссовского, но 12 июля Красная Армия перешла в контрнаступление и взяла Орел, Белгород, Харьков. 10 июля союзники высадились на Сицилии. Италия вышла из войны.
Вслед за Сталинградом был очищен от врага Северный Кавказ. Началась кровопролитная битва за Днепр. 6 ноября взят Киев. Началось освобождение Белоруссии.
Ширилось партизанское движение против нацистского «нового порядка» (угон людей в Германию, расстрелы евреев, коммунистов, подозреваемых в связи с партизанами, заложников и др., грабеж ресурсов). В 1943 г. партизаны провели операции «Рельсовая война» и «Концерт» по выводу из строя железных дорог. Фашистам пришлось бросить против них до 20 дивизий. Часть советских граждан из идейных или материальных соображений помогала врагу.
28 ноября — 1 декабря 1943 г. прошла Тегеранская конференция. И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт и У. Черчилль договорились об открытии второго фронта во Франции, не состоявшегося в 1942 и 1943 гг. СССР обещал вступить в войну против Японии после разгрома Германии. Были обсуждены вопросы послевоенного устройства мира.
Произошел перелом в военной промышленности.
 

 

авершающий этап Великой Отечественной войны.
 
 
В январе 1944 г. войска И. С. Конева окружили и разгромили немцев под Корсунь-Шевченковским. Армии Л. А. Говорова и К. А. Мерецкова сняли осаду с Ленинграда. Весной освобождены Южная Украина и Крым.
6 июня 1944 г. союзники высадкой в Нормандии (Франция) открыли второй фронт. Советские войска прорвали линию Ман-нергейма в Карелии, Финляндия вышла из войны. К 27 января 1944 г. снята осада Ленинграда. 23 июня Красная Армия начала наступать в Белоруссии (операция «Багратион») и окружила группу армий «Центр» (взято в плен более 100 000 человек). Очищены от врага Белоруссия, часть Польши и Литвы. Завязались бои за Варшаву, где вспыхнуло восстание поляков против немцев. В августе войска Р. Я. Малиновского и Ф. И. Толбухина начали Ясско-Кишинёвскую операцию, в результате которой Румыния и Болгария вышли из войны. В сентябре началось освобождение Югославии, в октябре — бои в Венгрии.
В январе 1945 г. в ходе Висло-Одерской операции Красная Армия взяла Варшаву, Краков и вышла к Одеру. В ходе Восточно-Прусской операции 13 апреля советские войска под руководством маршала А. М. Василевского овладели Кенигсбергом.
4-11 февраля 1945 г. в Крыму прошла Ялтинская конференция. На ней было решено создать ООН. США и Англия признали созданное в 1944г. просоветское правительство Польши. Союзники договорились о согласованных ударах по врагу.
16 апреля 1945 г. началась Берлинская операция, руководимая маршалом Г. К. Жуковым. 30 апреля Гитлер покончил с собой. 2 мая гарнизон Берлина сдался. 9 мая войска Конева взяли Прагу. В ночь на 9 мая Германия подписала акт о капитуляции.
В июле-августе 1945 г. на Потсдамской конференции были обсуждены вопросы о послевоенных границах, репарациях, денацификации и демилитаризации Германии и др.
6 и 9 августа 1945 г. США сбросили на два японских города — Хиросиму и Нагасаки — атомные бомбы. 9 августа СССР объявил войну Японии. Ее войска были разбиты в Маньчжурии и Корее. 2 сентября она капитулировала.
Итоги войны. Потери СССР — 27-31 млн человек, 1/3 национального богатства. В подконтрольных СССР странах возникла социалистическая система. СССР стал сверхдержавой.
Истоки победы. Военный и трудовой героизм советских людей, огромные ресурсы страны, вера в победу.
 

 

№22 не нашла

№23

В результате войны погибло 50 000 000 человек (из них 6 000 000 евреев). На долю СССР пришлось 27 000 000 человек.

Расстановка сил на мировой арене: возросло влияние стран Большой тройки и в первую очередь Советского Союза. После второй мировой войны в ряде стран утвердились коммунистические режимы (в странах центральной и юго-восточной Европы – Польша, Чехословакия, Югославия; а также в Китае (1 октября 1949 г) во главе с Мао Цзэдуном). В Северном Вьетнаме и в Северной Корее также установился коммунистический режим. В 1949 г в Польше был образован коминформ.

Резко возросло влияние США. Их потери составили 400 000 человек (половина после войны с Японией). США сохранили свой военный потенциал. Росту влияния США способствовал лендлиз (в общей сложности США поставили товаров на 50 000 000 000 долларов). Многие страны стали должниками США, выплаты по долгам осуществлялись вплоть до 70-ых годов.

Положение Великобритании было достаточно противоречивым, а Франция укрепила свои позиции, особенно после прихода к власти Шарля де Голля.

Положение Германии было критическим, ее будущее было неясным. Был организован Совет, в который вошло по одному представителю от стран.

10 февраля 1947 г СССР подписал первые договора с Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией.

Япония также потерпела поражение, многие территории были ликвидированы, она потеряла Корею и надежды покорить Китай.

Была осуществлена обратная политика – превращение Японии из противника США в их союзника. Была принята японская конституция, по которой урезалась власть императора, Японии было запрещено иметь свою армию.

Система МО, которая сложилась после второй мировой войны, получила название Ялтинско-Постдамской. Ялтинская конференция была биполярной (противостояние двух сверхдержав СССР и США). Началась холодная война.

Холодная война –острое военно-экономическое и идейно-политическое противостояние двух различных общественно-политических систем, сопровождаемое организацией военно-политических блоков, гонкой вооружения и региональными конфликтами.

Посол США в СССР Джордж Кеннан в феврале 1946 г составил телеграмму США, в которой указал, что СССР можно противопоставить только силу. В сентябре посол СССР в США составил точно такую же записку. Точный отсчет холодной войны считается с 5 марта 1946 г. Бывший премьер-министр Уинстон Черчилль в американском городе заявил о том, что между США и СССР идет холодная война.

№24

После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года), возглавлявшего страну около 30-ти лет, власть фактически оказалась в руках триумвирата: Г. М. Маленкова, Л. П. Берии, Н. С. Хрущёва. Но, как известно, «коллективное руководство» непрочно. Сразу началась борьба
за власть, из которой победителем вышел Хрущёв, в сентябре 1953 года избранный Первым секретарём ЦК КПСС. Началась
десятилетняя хрущёвская «оттепель» – процесс либерализации
во внутренней и внешней политике, экономике, идеологии и духовной сфере страны.

Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд партии (1956), обсудивший важнейшие проблемы: мирного сосуществования, предотвращения войн, строительства социализма. На закрытом заседании съезда Н. С. Хрущёв зачитал «секретный» доклад «О культе личности и его последствиях», по итогам которого была принята резолюция, осуждающая культ личности Сталина. Харизматический ореол вокруг Сталина стал медленно разрушаться, началась десталинизация страны.

Курс на демократизацию нашёл своё отражение и в экономике. Повышаются закупочные цены на сельхозпродукцию, уменьшаются объёмы обязательных поставок колхозов государству, списываются их долги, начинается освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Сибири.

Быстрыми темпами развивается промышленность, особенно тяжёлая и военная, в том числе атомная, авиационная, электронная, аэрокосмическая, результатами чего стали запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 окт. 1957 г.) и первый космический полёт человека – Ю. А. Гагарина (12 апр. 1961 г.).

Повышается благосостояние народа. В городах сокращена рабочая неделя, выросли зарплаты, пенсии, стипендии, снижен пенсионный возраст, отменена плата за обучение, увеличилось потребление основных продуктов питания, товаров массового спроса, развернулось огромное жилищное строительство. В деревне были увеличены выплаты колхозникам на трудодни, снижены налоги на приусадебные участки, введены паспорта, колхозники получили право на свободное передвижение.

В 1957 году началась децентрализация руководства промышленностью и строительством. Все министерства, кроме оборонных, были заменены территориальными органами управления – Совнархозами (всего 105). Однако новые органы оказались замкнутыми и громоздкими.

С середины 1950-х годов шквал различных реорганизаций обрушился и на деревню: укрупнение колхозов, массовое преобразование колхозов в совхозы, урезание подсобных хозяйств, «кукурузная компания». Однако сельское хозяйство переживало серьёзные трудности. К тому же резко упала урожайность на целине. Во избежание голода правительство СССР впервые пошло на закупку зерна за границей. В дальнейшем импорт продовольствия стал традиционным.

Таким образом, с конца 1950-х годов темпы экономического роста в стране стали заметно падать. Между тем у Хрущёва проявилась склонность к волюнтаризму. Делались попытки решить экономические проблемы с помощью сверхпрограмм. Однако работа под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по производству продукции на душу населения не принесла ожидаемых результатов. Экономические трудности вынуждали искать виновных. Развернулась кампания по борьбе с хищениями, взяточничеством, спекуляцией, тунеядством.

 

В то же время перед советским народом продолжали ставить «великие цели». Это порождало у людей новые иллюзии, веру в светлые идеалы, вызывая значительный общественный подъём и искренний энтузиазм трудящихся.

Внешнеполитическая деятельность Хрущёва также была непоследовательна и противоречива. Началась она с попыток уменьшить напряжённость в мире: благодаря усилиям СССР закончилась война в Корее. Приподнимался «железный занавес»: были восстановлены дипломатические отношения с Югославией и ФРГ, выведены войска из Австрии, налаживался информационный обмен и сближение с Западом. Хрущёв дважды побывал в США. Однако затем противостояние СССР и США усилилось. Пиком этого противостояния стал Карибский кризис в октябре 1962 года. Социалистический лагерь после ХХ съезда также переживает кризис: происходят волнения в Польше, антисоветское восстание в Венгрии (1956), разрыв отношений с Китаем и Албанией.

Неудачи и ошибки Хрущёва во внутренней и внешней политике накапливались. Ситуацию осложняли его волюнтаризм при решении многих спорных вопросов, многочисленные малоэффективные административные экспромты и кадровая чехарда. Всё это вызывало недовольство и раздражение правящей партийно-советской бюрократии, разочарование и усталость большинства населения. В октябре 1964 года на Пленуме ЦК Хрущёва отправили на пенсию.

***

Преобразования Н. С. Хрущёва явились первой попыткой реформирования советского общества. Но, проводившиеся по инициативе сверху, они были непоследовательны, противоречивы и не принесли ожидаемого эффекта, поскольку представляли собой различные комбинации одних и тех же компонентов действующего управленческого механизма. Начавшаяся десталинизация не означала ликвидации административно-командной системы, да и советское общество было ещё к этому не готово.

 

№25

Застойные явления в СССР, их сущность и причины.Как случилось, что октябрьский (1964 года) Пленум ЦК КПСС прошел под лозунгом восстановления ленинских принципов и норм партийной жизни, а реальные процессы в жизни пошли в другую сторону и привели к застою? Почему осуждение волюнтаризма и субъективизма в руководстве Хрущева как бы само собой наложило негласный запрет на все, что было связано с XX съездом КПСС?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте задумаемся: а как возникло то, что в народе получило название "брежневщины"? Время правления администрации Брежнева отчетливо распадается на два периода: 1964-1969 и 1969-1982 годы. В первый период начавшаяся экономическая реформа, меры по развитию сельского хозяйства на какое-то время приостановили негативное развитие событий, вновь создали предпосылки для перелома ситуации в экономике, в других сферах жизни общества. Сравнительно активно действовали в сфере науки и культуры сформировавшиеся в предшествующее десятилетие "шестидесятники". В последующем периоде, когда жизнь потребовала углубления реформ, руководство партии и страны оказалось как в теоретическом, так и в практическом плане не подготовленным к этому. Общественные науки, литература, искусство были вновь придушены цензурой. В отличие от первой половины 60-х годов в создавшейся ситуации возобладало стремление "улучшить дела, ничего не меняя".

Пограничную линию между этими двумя периодами проложили события конца 60-х годов в Чехословакии, которые показали, что любая попытка сколько-нибудь существенной реформации режима неизбежно грозит всесильной правящей бюрократии потерей власти. Эволюция Брежнева как политического лидера в условиях административно-командной системы нашего общества напоминает аналогичный процесс двух его предшественников. Вначале, как и Сталин и Хрущев, он был самым обычным, типичным партийным руководителем высшего эшелона. Затем, по мере достижения власти, нарастали самоуверенность, ощущение своей исключительности и, наконец, прогрессирующая потеря способности адекватно реагировать на окружающую обстановку. Но главное - катастрофическое нарастание дезоптимизации принимаемых решений. Разумеется, все это произошло не случайно и не внезапно осенью 1964 года. Ведь не случайно пал выбор партийной бюрократии на Брежнева. Пережившие грозные 1937-1938 годы, ее члены постепенно приходили к убеждению, что надо кончать с нестабильностью их положения, которое было в годы культа личности Сталина, и непредсказуемостью периода раздражавших их реформ Хрущева. Нужен был лидер стабильный, предсказуемый, разумный. "Живи сам и давай жить другим" - вот чего ждали в это время члены партийного и государственного руководства от лидера. Вместо грозного хозяина им нужен был безобидный и безликий управляющий. Брежневское руководство фактически встало на защиту сложившихся устоев и порядка. Не были осознаны острота и неотложность перестройки управления народным хозяйством, перевода экономики на интенсивные методы. Начатая во второй половине 60-х годов хозяйственная реформа была сорвана. Получили распространение необъективные оценки достигнутого, процветала показуха. Выявился глубокий разрыв между словом и делом. Не хватало целеустремленности и решительности в практических действиях.


Приверженность шаблонам и стереотипам, отсутствие контроля за выполнением принимаемых решений, последовательности в работе, формализация демократических институтов вели к деформации в кадровой политике, негативным изменениям в кадровом корпусе. "Брежнев понимал, - пишет историк Р. А. Медведев, - что он может крепить свою власть путем назначения на ответственные посты не просто подходящих людей, а своих ближайших друзей, товарищей по институту, по работе в Днепропетровске, в Молдавии, по службе в армии, своих родственников и родственников своей жены. У общительного Брежнева друзей и знакомых всегда было много"91.

В стране и в партии распространялись настроения вседозволенности, самодовольства, показухи, стремление приукрасить действительное положение дел. Отсутствовали последовательный демократизм, подлинная гласность, действенный контроль за выполнением принимаемых решений. Брежнев стал разрушаться, разваливаться как личность и как политик... Обилие наград и званий превысило все допустимые "нормативы". Явные следы болезни, которой официально вроде бы и не было, делали ситуацию вообще какой-то ирреальной, фантасмагорической. Брежнев полностью утратил самокритичный контроль за своими действиями. Верил в собственное величие. Всерьез воспринимал панегирики в свой адрес. Его политика создавала и поддерживала обстановку, в которой прогрессировала коррупция на всех уровнях, процветали очковтирательство, обман, воровство. Многие партийные руководители в республиках и областях превратились в своего рода пожизненных феодальных князьков. Уже в первой половине 70-х годов стали широко известны факты, связанные с негативными явлениями в Грузии. К тяжелым последствиям привели различные нарушения, например, бывшими первыми секретарями ЦК компартий республик Д. Кунаевым - в Казахстане, Ш. Рашидовым - в Узбекистане, первым секретарем крайкома КПСС С. Медуновым - в Краснодарском крае и др. В политике брежневского руководства прочно утвердилась консервативная, антидемократическая тенденция.

Говоря о годах застоя (как застойный характеризуется этап 70-х - начала 80-х годов) как о времени массовой деморализации людей во всех слоях общества, массового разгильдяйства и угодничества, благодушия и двоедушия, социального лицемерия и холуйства, необходимо подчеркнуть, что и тогда были стойкие, самоотверженные работники, старавшиеся противостоять обстоятельствам, нравам, стереотипам. Здоровые силы в обществе проявили себя не только в честном труде, но и в критике недостатков и извращений, в борьбе против бюрократического засилья. На XXIV (1971), XXV (1976), XXVI (1981) съездах принимались правильные решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике с количественных показателей на качественные, с волевых методов управления на экономические. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и поэтому необходимо шире применять экономические методы руководства, использовать такие рычаги товарно-денежных отношений, как хозрасчет, прибыль, кредит, материальное поощрение.

А какая сложилась здесь ситуация в реальности? В конце 70-х годов действие "неблагоприятных" тенденций в экономике значительно усилилось: снизились темпы роста промышленного производства, сельхозпродукции, ухудшилась работа транспорта и т. д. Призывы к интенсификации все больше расходились с реальной практикой хозяйствования, где продолжали преобладать экстенсивные подходы. По-прежнему рост экономических показателей пытались обеспечить за счет нового строительства, разработки дополнительных источников сырья, привлечения новых трудовых ресурсов, как это было, например, в 50-х и 60-х годах. И как результат курс на интенсификацию на протяжении 70-х годов сколько-нибудь заметных результатов не дал. Более того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность (так же как строительство и сельское хозяйство) с планами не справилась. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины десятилетия были значительно ниже, чем первой. В годы девятой пятилетки, вопреки планам, усилилось снижение фондоотдачи. Масштабы экстенсивного ведения хозяйства не только не уменьшились, но в ряде отраслей возросли. Все это, вместе взятое, негативно сказалось на динамике общественного производства: если в 60-е годы оно поднялось на 18%, то в 1971-1974 годах рост прекратился, а в 1975 году началось снижение эффективности производства92.

Негативные процессы в экономике затронули социальную и нравственную сферы. Провозглашенный курс на постоянный подъем уровня народного благосостояния не согласовывался с тенденцией падения темпов роста реальных доходов на душу населения - с 33%, достигнутых в восьмой пятилетке, до 24% - в девятой, 18% - в десятой и 9% - за четыре года одиннадцатой пятилетки. Недостаточными темпами велось жилищное строительство, сократилось число вводимых в эксплуатацию квартир, а соответственно уменьшилось и число советских людей, улучшивших свои жилищные условия - с 54,9 млн. человек в восьмой пятилетке до 50 млн. - в одиннадцатой. Обострилось положение с продуктами питания. В целом проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Страна оказалась в предкризисном состоянии.

Почему же намечаемые крупномасштабные меры в социально-экономической области не были выполнены? В силу каких обстоятельств усиливалось несоответствие между возможностями и их практической реализацией? Главной причиной неудач многих преобразований являлось то, что принимаемые решения касались главным образом экономического базиса и слабо охватывали надстроечные сферы. Не делались реальные шаги по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым обеспечить выполнение решений.

Разрыв между словом и делом обусловил ситуацию, когда призывов и разговоров было немало, а дела практически стояли на месте. Так, много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий, однако машиностроение не получило приоритетного значения. Поэтому материальная база технического прогресса в те годы продолжала отставать. Продолжалась старая практика: капиталовложения в основном шли на новое строительство, оборудование же действующих предприятии старело, существующая техника и технология все более отставали от мировых образцов.

Ограничение самостоятельности, хозрасчетных прав объединений и предприятий, нарушение социалистических принципов оплаты по труду, социальной справедливости подрывали основы материального стимулирования, препятствовали достижению высоких конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей, падению дисциплины и порядка, к отчуждению трудящихся от собственности.

Не была в полной мере осознана острота положения - нарастание кризисных явлений в развитии экономики, общества в целом. Проявлялось стремление к лакировке действительности, когда желаемое принималось за действительное. Так, на XXV съезде КПСС при подведении итогов девятой пятилетки было заявлено, что в нарастании экономической мощи страна "не имеет себе равных", хотя эта пятилетка почти по всем показателям уступала восьмой пятилетке. И здесь отрицательную роль сыграло то обстоятельство, что еще в решениях XXIV съезда КПСС проявилась определенная переоценка степени социально-экономического продвижения советского общества, когда было заявлено, что в СССР уже построено развитое социалистическое общество.

Акцент, как правило, делался на констатацию успехов, а нарастающие противоречия или вовсе замалчивались, или вскрывались без необходимой остроты и глубины.

Механизм торможения и его проявления.Начиная с 1987 года в нашу жизнь прочно вошло понятие "механизма торможения" в качестве категории, помогающей раскрыть причины застойных явлений в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни страны. Стремясь понять сущность механизма торможения, путь его формирования, структуру, действие, приведшие на рубеже 70-80-х годов к стагнации экономики, к нарастанию кризисных явлений в советском обществе, следует сказать, что формирование и действие такого механизма в СССР отнюдь не являются закономерными, а обусловлены конкретными историческими обстоятельствами. Так, после Октябрьской революции и установления советской власти рабочего класса и его союзников считалось, что итогом революционных преобразований переходного периода будет утверждение бесклассового социалистического общества, являющегося преддверием коммунизма. Однако на практике, завершая через 20 лет переходный период, страна имела не только новый строй, но и расцвет того, что впоследствии получило название "культ личности и его последствия".

Когда после определенной "расчистки почвы", произведенной XX съездом КПСС по преодолению сталинских негативных явлений, мы стали осуществлять "развернутое строительство коммунизма", а после уточнений совершенствовать "развитой социализм", то опять-таки оказались в ситуации, где сложился и сумел проявить себя "механизм торможения". В разных сферах возникли не только деформации социализма, но и опасность нарастания кризисных явлений в обществе. Как это случилось? Почему так произошло? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к 30-40-м годам. Дело в том, что и в тот и в другой период существовала одна и та же модель социализма, опирающаяся на государственно-партийную бюрократию. Именно тогда, в 30-40-е годы, все, с чем мы сегодня сталкиваемся, складывалось, формировалось.

Следовательно, рассматривая механизм торможения как историческое явление, можно предположить, что это побочный продукт исторически сложившегося в обществе механизма административно-бюрократической узурпации классового господства со всеми присущими ему деформациями экономической и политической системы, а также идеологии и психологии.

Каковы же основы возникновения механизма торможения? В государственно-политической областиэто власть, управление, которые представляли собой строго продуманную иерархию номенклатурных должностей, партийно-государственную систему, осуществлявшую прямое централизованное руководство со стороны государства всей экономической деятельностью и всеми аспектами общественной и духовной жизни. Произошло фактически совмещение и слияние функций партийного и государственного аппарата, сосредоточение всей полноты власти в руках назначаемого сверху и неподотчетного народу слоя руководителей-администраторов, воплощавших в себе наиболее существенные черты тогдашней партийно-государственной бюрократии. Ни рабочий класс, ни народ в целом не располагали реальными возможностями для того, чтобы реализовать принципы народовластия, свое положение хозяина страны. В такой ситуации декларированные права оставались формальностью, создавалась благоприятная обстановка для политического волюнтаризма, возникновения культа высшего руководителя, широкого злоупотребления властью.

В экономической сфере - в результате расширявшегося формального обобществления - государственная форма собственности, провозглашавшаяся общенародной, но соединявшаяся с народом, с трудящимися как с носителями живого труда, а не в качестве ее совладельцев и управляющих, была полностью подчинена административно-бюрократическому аппарату, управляющему ею по принципу централизованно-директивного планирования. С течением времени стали все отчетливее проступать негативные стороны этой формы собственности: отсутствие реальной человеческой заинтересованности в эффективном использовании и приумножении ее, все большее ее отчуждение от непосредственных производителей, от трудящихся, разъедание ведомственностью и местничеством.

В социальной сфере- вульгарно толкуемая идея оединстве коренных интересов всех слоев общества породила пренебрежение и замалчивание разнообразия интересов различных общественных групп и слоев.

В идейно-теоретической области основами механизма торможения являлась вся совокупность упрощенных, вульгаризированных представлений о социализме.

Таким образом, можно сделать вывод, что механизм торможения - это совокупность застойных явлений и процессов в сфере экономики, в социальной, политической и духовной жизни, в международных отношениях, в развитии самой Коммунистической партии, которые препятствовали ускорению социально-экономического развития страны. При этом надо понять, что механизм торможения действует не только в масштабах всего общества, но и на уровне конкретных производственных коллективов, в системе управленческих и иных учреждений. Конечно, в разных сферах деятельности есть свои характерные особенности. К чему они сводятся?

В управленческих учреждениях механизм торможения проявляется прежде всего через ошибки кадровой политики. Кроме того, огромное тормозящее воздействие оказывают громоздкость, неподвижность и обрастание бумаготворчеством управленческих учреждений любого ранга, наличие глубоко спрятанных и достаточно сильных групповых связей, функция которых состоит в охране недекларируемых интересов, нарушение принципов рациональной управленческой деятельности и т. д.

В области материального производства механизм торможения связан прежде всего с утверждением уравнительности, с одной стороны, и настроений рвачества - с другой, с низкой культурой управления и организации труда.

Разумеется, все эти составляющие механизма торможения переплетаются между собой, образуя систему препятствий на пути нашего продвижения вперед. Механизм торможения противодействует подлинной состязательности - выявлению действительных способностей трудящихся и их эффективному использованию. Он не поощряет стремление трудится по способностям, а ориентирует значительную часть населения, вовлеченную в процесс материального и духовного производства, работать по возможности и по обязанности, прилагая минимум усилий при извлечении максимально благоприятных условий для потребительской деятельности. В этом и состоят наиболее серьезные и опасные последствия функционирования, проявления механизма торможения.

Перестройка экономики СССР.Переломным для страны стал 1985 год, когда только что избранный руководителем КПСС М. С. Горбачев отметил, что если радикально не изменить положение, это будет иметь самые серьезные последствия для нашей страны и ее позиций в мире. В этот же год был выдвинут курс на ускорение социально-экономического развития.

Это свидетельствовало о понимании, что так дальше продолжаться не может. Но вместе с тем выдвижение "курса на ускорение" свидетельствовало о том, что не было еще осознания всей сложности проблем, стоявших перед страной. Считалось, что достаточно принять энергичные меры, поправить те или иные деформации - и положение будет исправлено. Потребовалось почти пять лет трудных поисков, отказа от устоявшихся представлений, стереотипов, пока мы подошли к осознанию того, что путь, который был навязан нашей стране в конце 20-х годов, оказался тупиковым, что необходим не ремонт, пусть даже капитальный, а радикальная, коренная перестройка его экономических основ и политической надстройки. И это, наверное, главный итог, главное достижение периода, начавшегося с апреля 1985 года, к которому шли, преодолевая не только непонимание, но и откровенное сопротивление приверженцев старого, в том числе и в высшем руководстве страной.

Ситуация в экономике на рубеже 80-х - начала 90-х годов, главной сфере преобразований, продолжала ухудшаться, производство оставалось малоэффективным. Сохранялся крупный дефицит госбюджета. Жизненный уровень оставался низким, фактически нищенским. Потребительский рынок был полностью дезорганизован. Двенадцатая пятилетка, как и предыдущие одиннадцать, не выполнена.

Каковы причины дальнейшего ухудшения положения в экономике? Противники перестройки видели их именно в самой перестройке. Дезорганизацию рынка пытались свалить на кооперативы, настойчиво создавая в их лице образ врага. В действительности же дело обстояло так: к началу 1990 года в кооперативах по производству товаров и услуг было занято (включая совместителей) 4,5 млн. человек. Ими произведено продукции и услуг на 40 млрд. рублей и реализовано населению на 7 млрд. рублей, что составляет лишь 1,5% в общем объеме розничного товарооборота и платных услуг (остальное реализовалось предприятиям, так как 80% производственных кооперативов действовали при госпредприятиях). Хотя, конечно, в кооперативах были и злоупотребления (кстати, их приблизительно было столько же и на госпредприятиях). Истинная же причина состояла в том, что за пять лет (1985-1990) так и не удалось сломать административно-командную систему и перейти к новым методам хозяйствования. А расшатанная, она, не выполняя уже прежних функций, в то же время оказывала сопротивление всем нововведениям. Примеров этого достаточно много. Взять хотя бы закон об аренде. Применение его, как показал опыт, могло дать большой эффект, но закон заблокировали на всех уровнях - от колхозов до министерств. Такая же участь постигла и другие принятые в 1989-1990 годах законы по вопросам экономики (к примеру, о кооперации, о земле и др.). Так что не перестройка, не кооперативы повинны в дальнейшем ухудшении экономического положения страны во второй половине 80-х годов. А что же? То, что пять лет мы топтались на месте, не сделав сколько-нибудь серьезных шагов в сторону структурной перестройки экономики, не сумели демонтировать административно-командную систему. Это все-таки главное. Есть, конечно, и другие, в том числе и объективные причины, например ухудшение конъюнктуры на мировом рынке и т. п.

Однако первые пять лет перестройки не прошли даром: в обществе все шире распространялось осознание того, что единственный выход - это переход на нормальный, естественный путь развития, на регулируемую рыночную экономику.

№26

Перестройка в СССР.
 
 
К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы.
В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто «отмывали» деньги криминальных структур. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.
Появилась гласность, т.е. свобода слова, но в основном лишь в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом.
В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).
В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам, но и те часто не могли улучшить обстановку. Нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа потерпели провал и были арестованы.

 

№27