Давление грунта на причальные стенки
Боковое давление грунта возникает во всех случаях, когда сооружение в виде стенки поддерживает грунтовую засыпку с тыловой стороны. Для гравитационных причальных сооружений и больверков это давление является основной нагрузкой. Различают два вида грунтов - сыпучие и связные (см. раздел 3). В сыпучих грунтах (песок, гравий, щебень, каменная наброска) между зёрнами (кусками) возникают только силы трения. В связных же (глинистых) грунтах, кроме названных сил, образуются силы сцепления при взаимодействии между собой мельчайших частиц глинистых грунтов.
В причальных сооружениях в качестве засыпки применяют сыпучие грунты. Они хорошо пропускают воду, исключают возможность образования гидростатического давления, возникающего при превышении уровня воды с тыловой стороны над горизонтом моря. Кроме того, сыпучие грунты, в отличие от глинистых грунтов, быстро уплотняются даже под действием собственного веса. Зная физико-механические характеристики фунтов, рассматриваемые в разделе 3, можно определить давление фунта на причальные стенки.
3. Назначение и основные типы берегоукрепительных сооружений
Берегоукрепительные сооружения возводятся в морских портах и на прилегающей к портам береговой линии. Они служат для предотвращения размыва откосов, входящих в состав сооружений и портовых территорий. В зависимости от места расположения берегоукрепительные сооружения разделяются на внутрипортовые
возводятся на внутренних акваториях. Защищенные внешними оградительными сооружениями, они подвержены лишь слабому воздействию волн и течений. Здесь могут применяться вертикальные стенки, откосные стенки и защитная одежда откосов (рис. 4.38). Сооружения в виде вертикальных стенок в зависимости от грунтовых условий и особенностей волновых воздействий могут выполняться гравитационной конструкции или в виде шпунтовых стенок -больверков. В связи с наличием оползневых явлений серьёзное - водоотведения.
Билет № 26