Археологические источники

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по

вещественным памятникам. Археология представляет собой раздел истори- ческой науки. Археологи по остаткам материальной культуры - веществен ным источникам - помогают историкам раскрыть закономерности общест-

венного развития древних цивилизаций, главным образом, первобытнооб- щинного, рабовладельческого и феодального обществ. Особенно важную роль археология (наряду с этнографией) играет в научной реконструкции до-

письменной истории. Первые упоминания о попытке раскопок на Руси отно-

сятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических

находках на реке Волхов. В 1420 г7. в Пскове начались раскопки остатков

древнейшей в городе церкви Власия .

Памятниками археологии являются городища, курганы, остатки древ- них поселений, укреплений, каналов, дорог, древние места захоронений, ка- менные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки культурного исторического слоя древних населенных пунктов8. Самыми круп- ными из археологических памятников считаютсяпоселения и погребения. Большинство сведений о жизни древних людей дают раскопки поселений. Они вскрывают остатки очагов, стен, фундаментов, жилищ, крепостей, горо- дов, святилищ, храмов, дворцов и т. п. Погребения говорят о возрасте умер- ших (т. е. о средней продолжительности жизни человека), о его образе жиз-

ни. Рост, брачный возраст, внешний вид и многое другое историки-

специалисты могут определить по отдельным костям человека.

Важное значение имеет изучение инвентаря погребений. Большинство первобытных людей верили, что человеку в загробной жизни потребуются те же вещи, которыми он пользовался при жизни, и поэтому клали в могилу со- суды, оружие, украшения и т. п. Комплексное изучение погребений и посе- лений вместе с другими археологическими памятниками позволяет составить целостное представление о жизни первобытных обществ.

Археологические исследования делятся на полевые и камерные, т. е. ла- бораторные. Полевые работы - это, прежде всего, поиски археологических памятников. Основным видом полевых работ являются раскопки. При рас- копках вся работа ведется вручную. Заменить человека в этом трудном, тон-

ком деле невозможно. Механизируется только удаление земли из раскопа.

Особенно внимательная работа начинается тогда, когда археологи доходят до культурного слоя - слоя с остатками древнего поселения. Здесь уже раскоп- ки ведутся не лопатой, а, как правило, ножом, кисточками, специальными деревянными палочками. При раскопках мало вскрыть, не потревожить ос- татки древнего поселения, погребения, кургана, крепости, нужно законсер- вировать, сохранить находки от гибели, подробно всё описать, сфотографи- ровать, зарисовать, составить план древних сооружений, стратиграфические профили раскопов, точно отметить на них последовательность чередования слоев. Необходимо взять материалы на анализ.

Для исследования археологических памятников используются различ- ныеметоды, например, такие, как сравнительно-типологический анализ, картографирование, археомагнитный, дендрохронологический, радиоугле-

родный, астрофизический (по интенсивности солнечной радиации) и другие методы.

Археологические памятники в России являются общенародным достоя-

нием и находятся под государственной охраной. Раскопки нельзя проводить,

как, например, эксперимент по физике или химии. Поэтому проведение рас- копок доверяется только специалистам-археологам по специальному разре- шению на это -открытому листу. Открытый лист - это разрешение на пра- во раскопок или разведок, выдаваемое специально уполномоченными орга- нами. Всякие раскопки или земляные работы на территории археологических памятников без Открытого листа считаются преступлением и наказываются.

 

 

Памятники архитектуры - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней плани- ровки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения граж- данской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодче- ства, а также связанные с ними произведения монументального, изобрази-

тельного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные

ландшафты.

Произведения архитектуры, которые образно называют страницами ка- менной летописи истории, независимо от степени известности и художест- венного совершенства, фиксируют вехи многовековой истории и культуры края. Монументы, обелиски, триумфальные арки, плиты с рельефами и над- писями, мемориальные надгробия и т. д. - это первоисточники, тесно связан- ные с местом своего возникновения, вобравшие в себя всё, что ассоциируется с материальной и духовной жизнью населения края. Их изучение даёт воз- можность судить о развитии производительных сил, экономике, науке, тех- нических достижениях и производственных возможностях, различных сто- ронах жизни населения края.

Застройки старых городов являются историей, их неповторимым и уни-

кальным лицом. Памятники архитектуры в своих конструкциях, формах, де- коративном оформлении раскрывают эстетические воззрения эпохи, характер жизненного уклада населения, специфические особенности разных архитек- турных школ. Увековечить эти памятники для истории, донести до потомков - это цель краеведов, т. к. при реконструкции районов, городов они могут быть просто уничтожены.

Произведения архитектуры являются памятниками как материальной, так и духовной жизни. Такие памятники сохранили особенность, присущую ранним этапам развития искусства, когда оно непосредственно было вплете- но в трудовую жизнь людей. История архитектуры - это история ее стилей, формировавшихся под воздействием определенных условий.

Главное назначение архитектуры - создание искусственной пространст-

венной среды для жизненных процессов: труда, быта, культуры, отдыха и


общения людей. Возникновение тех или иных типов архитектурных соору-

жении определяется социальным назначением архитектуры, благодаря ей по- знаются социальные условия жизни общества в определенную эпоху. Изучая

архитектурные памятники, следует задуматься об их конкретном историче-

ском назначении, о том, какая общественная потребность их породила.

Природные условия оказывают влияние на архитектурные формы. Фун- даменты могут быть сварными, трубными и др.; покрытия кровли - плоски- ми на юге и высокими, со шпилями шлемовидными и луковичными главка- ми, чтобы снег, соскальзывая, отбрасывался формой кровли в сторону от стены, - на севере, улицы - узкими в южных городах и пр.

Народное творчество, выраженное в умении тонко чувствовать природ-

ные свойства местных материалов, использовать их возможности и особен-

ности при создании произведений, а также вводить местные мотивы в струк- туру художественных образов, накладывало свой отпечаток на произведения архитектуры. Например, каменное строительство, появившееся на Руси с принятием христианства, принесло византийскую строительную технику и византийский строительный материал - плинфу (плоский кирпич, переме- жавшийся с толстыми слоями штукатурки, что давало эффект «полосатой кладки»), сохранившиеся в древних памятниках зодчества Украины, Запад-

ной и Юго-Западной Руси. Но архитектурные школы Владимира, Суздаля,

Юрьева Польского, Ростова Великого, Новгорода, Пскова, Ярославля выра- батывали свою строительную технику и использовали местный строительный материал (белый камень). В более поздние времена в зодчестве Московской Руси встречался характерный прием сочетания кирпича с белым камнем.

 

Произведения народного искусства представляют для краеведов осо- бый интерес. Характер таких произведений связан с бытом, образом жизни и

труда людей, населяющих край, дает возможность ясно представить истоки и

своеобразие художественной местной культуры.

На ранних этапах своего развития народное искусство было непосредст- венно вплетено в трудовую деятельность, процессы производства, что осо- бенно ярко демонстрируют образцы народного декоративно прикладного ис- кусства. Повседневным предметам труда (сохе, прялке, туеску, корзине) при- давались красота линий, форм, узоров. Изучение призвано выявить связь на- родного искусства с крестьянским или ремесленным трудом, специфику соз-

дания изделий, их назначение и использование, удивительное сочетание в

них утилитарных и эстетических качеств.

Центры художественных ремесел возникали вблизи природных источ- ников сырья, гончарные - у залежей глины (Гжель, Скопин), изделия из ме- талла - в местах разработок руд (Великий Устюг, Тула), резьбы по кости - на севере, где добывали моржовый клык (Холмогоры, Архангельск). В руках народных умельцев самые простые материалы (глина, металл, кость, железо, лен, дерево) превращались в произведения искусства, которые славились не только в России, но и за рубежом.

 


Фантазия придавала изделиям черты сказочности, служила основой

своеобразного поэтического мира, в котором быль и вымысел слиты воедино. Столетиями в народном искусстве отбирались и шлифовались лучшие формы,

композиционные схемы, орнаменты, сочетания цветов, характерные для края.

Произведения живописи, скульптуры, графики удивительно точно

воспроизводят характерные приметы времени и несут, таким образом, ин- формацию об истории края, его природе, культурном и экономическом раз- витии, мельчайших деталях уклада жизни, таких, как костюмы, прически, предметы быта.

Произведения литературы являются важными историческими доку-

ментами, позволяющими зримо, во всем многообразии представить харак-

терные черты времени, имеют огромное познавательное значение.

Хранителями памяти о прошлом были сказители, поэты, имена которых зачастую не сохранились, передававшие в своих творениях важнейшие для истории народа события, которые способствовали осознанию национальной гордости за свою историю и культуру. Русские былины, «Слово о полку Иго- реве», произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, К. М. Симонова и других писателей воссоздают главнейшие периоды исторического развития нашей страны. Ли-

тературные произведения позволяют видеть богатство и многообразие искус-

ства края, расширяют круг чтения, развивают кругозор и духовное богатство личности, раскрывают современное звучание классики и дают направление самообразовательной работе в области литературы.

Многообразие и гибкость художественных средств литературы, главней- шим из которых является слово, дают возможность сочетать в литературных произведениях понятийную определенность с изображением конкретных жиз- ненных явлений. Этот древнейший вид культуры первоначально существовал в

форме устного народного творчества, являющегося и поныне свидетельством

высокого и художественного уровня мышления народа. Слову доступно отраже- ние всех сфер действительности, поэтому главной особенностью художествен- ною образа в литературе является широта охвата различных сторон жизни, отра- жение действительности как исторического процесса.

Безграничные возможности литературы выражать полноту мыслей, чувств, устремлений и надежд делают её основой других искусств: театра (драматургия), кино (сценарии), хореографии (либретто). Литературные сю-

жеты нередко лежат в основе живописных, скульптурных и графических

произведений. Даже музыка, стремясь достичь прямого и однозначного воз- действия на человека, прибегает к синтезу со словом.

Каждый край имеет свои литературные традиции, памятники, музеи. Большинству писателей была присуща страсть к путешествиям по родной стране, стремление собственными глазами увидеть народную жизнь, принять в ней деятельное участие. Поэтому изучение литературных памятников мо- жет плодотворно развиваться в каждом крае.

 


К основным направлениям краеведческого изучения литературных

памятников можно отнести сбор и изучение материалов о местных памятни- ках народного творчества, фольклора, в т. ч. самых древних его форм - ска- зок, былин, преданий, песен; изучение творчества и биографий писателей,

поэтов, драматургов, родившихся или живших в крае; выявление памятных

мест, связанных с произведениями художественной литературы.

Орудия труда и предметы быта также представляют историческую ценность, т. к. позволяют понять условия и среду жизни населения края в оп- ределенное время. Перечень таких предметов велик. Это археологические материалы и находки, фото- и киноматериалы, звуко- и видеозапись, топо- графия, различные реликвии и награды (именные часы и оружие, ордена и медали), знамена, предметы ремесел и быта, вещественные следы войны - военные сооружения, боевое оружие и техника и другие предметы трудовых подвигов.

Личные вещи и документы знаменитых людей дают возможность прикоснуться к наглядным свидетельствам минут вдохновения писателей и художников.

Марки, значки, монеты, открытки (художественные и фотографиче-

ские),репродукции картин также являются своеобразными памятниками материальной культуры.

Фонды музеев являются хранилищем различных материалов об исто- рии, культуре, природе, экономике края. К таким музеям можно отнести го- сударственные краеведческие музеи, общественные музеи, созданные на краеведческом материале.

Необходимость получения достоверных фактов обязывает краеведов широко и тщательно изучать источники, искать причинно-следственные свя- зи между событиями, стремиться правильно определить место данного факта в цепи других. Это обусловлено тем, что наука рассматривает факты не как хаотическое скопление случайностей, а как проявление действия законов ис-

торического развития. Работа с краеведческими источниками представляет

сложный процесс, в котором приходится обращаться и к памятникам, и к жи- вым свидетелям.