Волевая регуляция деятельности.
Волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Теории воли: эмоциональные, мотивационные, интеллектуальные, волюнтаристические. Воля как высшая психическая функция. Понятие волевой личности. Подходы к исследованию воли в истории психологии.
Психологические механизмы волевой регуляции. Предлагаемые в истории психологии механизмы волевой регуляции: волевое усилие, особые мотивы, потребность в преодолении преграды. Намеренное изменения смысла действий как психологический механизм волевой регуляции. Способы изменения смысла действий и событий. Роль воображения в этом процессе. Развитие смысловой сферы личности как основа становления волевой личности.
1.3. Познавательные процессы человека. Память и внимание.
Человек как субъект познания.
Субъект познающий объективный мир и субъект конструирующий миры.
Общая характеристика познавательной сферы человека. Основные характеристики сенсорных (ощущения), перцептивных (восприятие), мыслительных, мнемических (память), селективных (внимание), имажитивных (воображение) процессов.
Классификация познавательных процессов. Основные и универсальные (сквозные) познавательные процессы.
Роль процессов познания в жизни и деятельности человека. Познание и сознание. Познание и деятельность.
Ощущение и восприятие.
Общие представления об ощущении и восприятии. Виды образных явлений. Определение перцептивного образа и его специфика. Основные свойства ощущений и их характеристика. Основные феномены и свойства восприятия. Классификация ощущений и сенсорных систем. Восприятие как форма представления реальности субъекту. Проблема двойственной природы перцептивного образа.
Проблема измерения ощущений.
Основные подходы и теории восприятия: ответно-ориентированные и ядерно-контекстные теории; стимульно-ориентированные теории; когнитивно-ориентированные теории.
Предметность восприятия. Проблема константности восприятия. Виды константности. Восприятие объектов в пространстве. Восприятие движения. Восприятие времени. Перцептивная организация и восприятие формы.
Развитие восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Перцептивное научение.