ГЛИНКА Михаил Иванович

1804 – 1857

Русский композитор, родоначальник национальной классической музыки.

Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Рано познакомился он и с классической музыкой, играя на различных инструментах в крепостном оркестре дяди. Учёба в петербургском Благородном пансионе, общение с передовыми людьми, будущими декабристами (воспитателем юноши был молодой преподаватель русской словесности В. Кюхельбекер) благотворно повлияли на становление личности композитора.

Окончив пансион, Глинка поступил на службу в Главное управление путей сообщения. Но постепенно делом всей его жизни становится музыка. Однако уровень культуры тогдашней России не способствовал профессиональному росту. В 1830–34 гг. Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии, где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских театров. В Италии он встречался с корифеями оперного жанра – В. Беллини и Г. Доницетти, изучал искусство бельканто, в Берлине занимался теорией композиции под руководством известного музыканта З. Дена.

Вернувшись в Россию, Глинка принимается за сочинение оперы «Жизнь за царя», премьера которой состоялась в 1836 г.

Впервые простой крестьянин вышел на сцену как герой трагического произведения, впервые в «серьёзной» опере зазвучала русская народная песня. Новаторство Глинки вызвало непонимание и враждебное отношение аристократических кругов, зато совершенно иной была реакция передовых деятелей искусства. В числе восторженных почитателей был А. Пушкин, чья поэма «Руслан и Людмила» легла в основу второй оперы Глинки. Славянский эпос, красочные восточные сцены образуют мир этой волшебной оперы (1842). К произведениям Пушкина композитор обращался и в других жанрах своего творчества: многие стихотворения великого поэта получили новую жизнь в романсах Глинки (среди них – «Я помню чудное мгновенье»). А известный в оркестровой редакции Вальс-фантазия прекрасно передаёт дух пушкинской эпохи. Многое роднит двух великих современников: в их искусстве удивительно сочетаются гармоничность, стройность с глубиной и смелостью мышления.

Как передовой музыкант своего времени, Глинка был знаком и встречался со многими известными писателями и музыкантами: А. Грибоедовым, Н. Гоголем, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Даргомыжским, М. Балакиревым.

Много сделал композитор для развития русских хоровых традиций, работая капельмейстером Придворной певческой капеллы (1837–39). Будучи хорошим певцом, Глинка оставил значительное вокальное наследие: его перу принадлежит около 80 романсов, песен, арий. Вокальная лирика композитора многолика по темам и формам (романсы «Не пой, красавица при мне», «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Сомненье», «Не искушай», баллада «Ночной смотр», цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом», в том числе «Жаворонок», «Попутная песня»).

Истинно русский композитор, Глинка умел проникнуть и в характер других народов. В результате поездки в Испанию (1845– 47) и изучения её музыки, танцев, языка, быта Глинка создаёт симфонические увертюры на испанские народные темы – «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».

Последние годы жизни Глинка часто путешествовал по России, а также за рубежом (Варшава, Париж). В 1856 г. он уехал в Берлин, где вскоре скончался.

Значение творчества Глинки огромно для развития как оперной, так и симфонической музыки. П. Чайковский сказал, что в симфонической фантазии «Камаринская» (1848) – одном из высших достижений Глинки – «подобно тому, как весь дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая школа…». Глубоко народный в своих истоках, строгий и ясный музыкальный язык Глинки стал основой зрелого национального стиля классической русской музыки.