Бартоломе Лас Касас и его деятельность. Дискуссия о методах христианского просвещения коренных жителей Америки. «Великий совет» в Вальядолиде гг.

Когда Колумб открыл вест – Индию (новый мир), возник кризис, к-рыйотчасти касался и правит-ных кругов. Нужно было выработать христ. отн-ние к землям. Вскоре стало ясно, что открытые Колумбом о-ва не Япония, не Индия, ни Китай. Жители этих стран не были не походи ни на кого: считать ли их людьми, вменяемы ли они, как отнестись к их религ. заблуждениям, возможно ли их спасениив целом?

Мнения разошлись – возникло мнение что индейцы не люди, но в результате смешанных браков и рождении людей гипотеза отпала. Стали выдвигать предположения, что это потерявшиеся канииты, хамиты, евр. колена и др.1530 г начались богословские споры – стали основой католическогомиссионерского богословия. В этот момент появилась сильная личность, помог эту позицию выработать гуманно из ордена св. Доминика Барталамео де Ласкасас. В оппозиции ему стояли Хуан де Сумараго и инквизитор Диего де Ланда.

Барталамео родился в Севилье в семье торговца, отправлен отцом в университет, изучал богословие. Около 1503 г. когда испанцы провели первые экспедиции на Гаити он переехал туда с отцом. Став рядовым поселенцем и получив энкамьенду (наделы с индейцами закреплялись за каждым испанским дворянином приезжающим в Новый Свет). Индейцы д. б работать, а феодал заниматься просвещением. 1512 г в Испании состоялось первое законодательное собрание –Испанские короли имеют право военной силой принуждать к крещению индейцев и раздавать по энкамьенде.

Ласкасас оставил жизнь колониста, принял монашество в доминиканском ордене, побывал в завоевательном походе на Кубу, став защитником прав и свобод инднйцев, пытался проповедовать.

1515г. Ласкасас решил вернуться в Испанию же в свщ сане, чтобы изменить отн-ние к благородным дикарям, стал вмешиваться в споры. Папа Павел 3 издал буллу, в к-рой признавал чел-кое достоинство индейцев. В булле заключалось предложение ненасильственно их приобщать к кат-кой вере.

Возник новый богословский спор. Следует ли обращать индейцев в рабство и тогда им проповедовать? Либо надо миссионерствовать среди них не нарушая свободы, тогда какой установить гос. порядок? Можно ли насильственно отторгать земли туземцев и насильственно их при этом крестить? Дают липапские буллы право на владение новыми землями? Справедлива ли война во имя распространенияхр-ва?

1530 г францисканцы не участвовали в споре. В основном доминиканцы. Они взялись за вопрос к-рый мог изменить всю королевскую политику а это опасно. Среди сторонников насильственной христ-ции главный оппонент Хуан Хинес де Сипульведа«Диалоги и причинах справедливой войны»: могущественный диктует волю слабому, разумный глупому и в Библии есть такие случаи, ссылка на книгу притчей Соломоновых. Делался вывод что индейцы ленивые грешники и заслуживают того, чтобы подчиниться воле цивилизованных христ-кихгосударей. Если индейцы упорствуют, то это уже их вина. Христ-кие короли имеют право отнимать у них владения и принуждать к принятию веры. У Ласкасаса появились влиятельные сторонники: поддержал руководитель совета по делам Индии, теолог Франциско де Витоли. Короли обязаны заниматься миссионерской деят-тью, всем дана крещальная заповедь: идите и крестите, но должны соблюдаться равенство всех людей перед Богом. Ласкасас написал петицию о конкретных событиях королю Испании Карлу 5. Карл 5 дал ход тебе защиты индейцев. Но все же король был политиком, его еще волновало то, что он слишком далеко от тех территорий. Необходимо было контролировать положение дел. Выступление Ласкасаса стало поводом создать оппозицию конкистадорам в виде монашеских орденов. Ласкасасу дан титул - покровитель индейцев всех Индий и он с надеждой, что ситуация будет меняться вернулся в Сан – доминго, жил в доминиканском монастыре и написал свои сочинения «История Индии» и «Апологетическая история». И у него родился план: освободить индейцев от повинностей, отменить энканьенду, запретить рабство, устроить испанские колонии рядомс инд. деревнями, чтобы испанцы работали, а индейцы на это смотрели и учились.

Иногда бы приходил миссионер приходил, проповедовал, а крестятся пусть индейцы когда сами захотят. Цель – только христианское просвещение индейцев, а живут пусть как захотят. Португальцы не организовывали таких границ и военного влияния - у них получилось бы это более органично.

Ласкасас получил славу вольнодумца, бунтовщика и врага общ. благополучия. 1530 г съездил в Мексику, увидел, что ничего утешительного не произошло, в 1541 г снова вернулся в Испанию чтобы продолжить бороться за права индейцев.

Составлено заключение теологов: крестить индейцев после просвещения. Удалось преклонить волю императора на сторону правозащитного движения. Приняты новые законы 1542 г. запрещалась энканьенда, оставаясь только за монашескими орденами. Они не будут так свирепы в эксплуатации. Энканьенда переходит в ведение монахов. Индейцам предоставлены равные гражданские права. Эти законы были смелыми и не жизнеспособными. Никакой другой системы хозяйствования для колоний придумано не было – возникали бунты. 1542 Ласкасас пишет «кратчайшее сообщение о разорении Индии». 1544 вернулся в Америку, его посвятили в епископы, он поехал в самую бедную провинцию Чиапос и стал требовать применения законов об индейцев. Начались покушения на его жизнь, ушел жить к индейцам, пытался устроить идеальную коммуну.

1547 г. вернулся в Испанию, 1550 развернулся спор по поводу справедливой войны. Ласкасас добился, чтобы перестали выдавать дворянам лицензию на энканьенду. Совет кончился ничем.

«Великий совет» в Аледалиде 1550 – 1551 гг

Из 14 человек, 2 верных союзника Ласкасас умерли. Оппоненты Лакасаса снова Хуан Хинес де Сипульведаи францисканец миссионерМаталини (гл аргумент - практически идеи бесплодны. Добровольная христианизацияне экономична для страны.)

Тезисы Сипульведа: индейцы не способны сами управлять своими гос. делами. Они должны находиться или в рабстве или под опекой испанцев. Индейцы каннибалы, поедают себе подобных, практикуют чел-кие жертвоприношения. Это нужно прекратить. Испанцы должны спасать жертв идолопоклонства. Испанцы имеют право проповедовать евангелие, к-рое им дал Иисус Христос через апостолов и папу и через кат. короля.

Контраргументы Ласкасаса: индейцы обладают такими же способностями и разумом, испанцам свойственны те же пороки и заблуждениячто и индейцам (ленивы, прожорливы), обращение их в хр-во это их собственный выбор.

1555 умер Карл 5, наследовал корону Филипп 2, Ласкасас еще успел пообщаться с ним. .

1564 он написал королю просьбу, чтобы он вернул индейцам завоеванные во время конкисты земли. Петиция осталась без ответа.

1566 он написал папе Пию 5: надо отлучать от церкви всех, кто ведет войны против неверных, под предлогом их обращения в хр-во, но ради овладения их собственностью.

Мемориал совету по делам Индии Ласкасаса:

- Все войны получившие название конкисты были и являются самыми несправедливыми и ведутся тиранами.

- Все королевства и владения в Индии являются результатом узурпации.

Все энканьенды индейцев являются несправедливыми, зловредными по вере итем самым тираническими.

- И те кто дает и те кто владеетвпадают в смертный грех и если не откажутся от этого не смогут спасти свои души.

- Король наш и господин не может оправдать ни войны, ни ограбления, ни раздел индейцев энканьендой, как нельзя оправдать грабежи турок против христиан.

- Все золото, серебро и богатство направленное в Испанию почти полностью результат грабежа.

- Если не возместят награбленное, то все участвующие в этом не смогутспасть свои души.

- Уроженцы всехземель Индии имеют право вести против нас справедливую войну.

В скором времени наступил экономический регресс Испании (не развивали собственное производство),вся колониальная система Испании разрушилась, все войны за независимость велись под религиозными девизами.

Организация епископских кафедр в испанской Америке. Первые епископы-миссионеры – Хуан Антонио де Сумаррага, Торибио Альфонсо де Могровехо. Учреждение инквизиции в колониях и её деятельность.