Билет № 16 Абстракционизм группы «Стиль» Пит Мондриан и Т. ван Дусбург.

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан. Художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl) — общество художников, образованное в Лейдене в 1917 году. Данное художественное направление также именуется неопластицизмом. К кругу основателей принадлежат художники Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, архитекторы Якобс Йоханнес Ауд, Ян Вилс и Роберт ван´т Хофф, скульптор Жорж Вантонгерло и поэт Антони Кок. Позднее к ним примкнули Джино Северини, Жан Арп, Геррит Ритвельд, Эль Лисицкий, Фридрих Фордемберге-Гильдеварт, Казар Домела Ньювенгейс и Константин Бранкузи. С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал «Стиль» (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Её главной чертой была установка на радикальное обновление искусства до самых его основ путём изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Художник не должен замыкаться в своём творчестве и работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни с целью их обновления. Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально-утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности» своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый. При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землёй. Эстетический и философский пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру ХХ столетия, и прежде всего через Баухаус, где Тео ван Дусбург преподавал в 1921-1923 годах. Особенно ярко проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельсона, Бруно Таута.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (1911-1872) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Знакомство с полотнами Жоржа Брака, Поля Сезанна и Пабло Пикассо на выставке в Амстердаме 1911 года и последовавшая вслед за этим поездка в Париж, где Пит Мондриан пребывал до 1914 года, определили его опыты в кубизме. Представленные на выставке "Пейзаж с деревьями" (1912) и "Композиция с деревьями II"(1912–1913) демонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом. Вернувшись в Голландию, Мондриан попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество "De Stijl". Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма. Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов (красный, синий, желтый) в их взаимодействии с плоскостями "нецветов" (белый, черный и серый). Композиция строилась по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония. Результатом стала живописная система, главными элементами которой были пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета. Уникальной работой этого периода является автопортрет художника (1918), фиксирующий образ мастера в момент создания живописного произведения нового направления. В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где ему удалось добиться признания и популярности. Здесь была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства – "Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим" (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера. Мондриана интересовали границы и форма художественного образа: он расширил его, и отныне реальностью неопластицизма стало пространство мастерской, доступ в которую был открыт для избранных гостей и журналистов. Мондриан проводил эксперименты над форматами картин, примером чему служит "Композиция с желтыми линиями" (1933), которая содержит на обороте подробные указания по развеске в виде ромба. В работах 1930-х годов роль взаимодействия прямых линий и образуемых ими каркасов превалирует над цветовыми плоскостями. Эти тенденции обнаруживаются в "Композиции с линиями и цветом III" (1937). В 1940 году Мондриан уехал в Нью-Йорк, где был сразу назван "одним из величайших беженцев из Европы".

Дусбург Тео ван (1883–1931). Тео ван Дусбург создал теоретическую платформу основанной им группы «Стиль» и обобщил новшества наиболее интересных творческих изысканий кубистов. Такое обобщение Дусбург и П. Мондриан взяли за основу для первой школы абстрактного искусства. Иногда искусствоведы называют творческий метод Дусбурга неопластицизмом. Мондриан и Дусбург выработали собственное понятие красоты, которая в чистом виде должна зеркально отражать абсолютные законы бытия. В пластических искусствах эти законы передаются посредством чисел и геометрических фигур. Простейшими элементами пластической Вселенной являются прямые линии и спектральные цвета. Только подобные пластические элементы скрывают истину о настоящем мире, которую заслоняет разнообразие форм внешней жизни. Исходя из этого, задача художника состоит в том, чтобы проложить дорогу к этим скрытым ценностям и вечным истинам, освободив их от всего излишнего, наносного. Дусбург считал, что в современной культуре заложено величайшее зло, поскольку она стремится уподобить мир человеку, а это совсем не так. На самом деле мир не имеет обличья. Люди могут лишь вычислить его законы и облечь их в математические формулы. Если же эти законы требуется выразить пластическим путем, то здесь может родиться только геометрическое искусство. Свои работы Дусбург создавал после долгого и тщательного расчета, пользуясь математическими формулами. Согласно теории «Стиля», композиции строились в соответствии с пропорциональными отношениями между геометрическими фрагментами, которые входят в их состав. Дусбург неукоснительно использовал законы точных наук, а потому естественно, что в числе объектов его интересов была и архитектура. Эта скрупулезная математическая точность утверждала основной принцип, выдвинутый Дусбургом: абсолютное совершенство, гармоничную во всех отношениях Вселенную можно показать только на использовании главных законов чисел. В большинстве композиций Дусбурга числа превращаются в метафоры времени, пространства, идей и вообще во что угодно («Потому что все законы смысла умное число передает»). Эстетическая программа и научная теория, созданная Дусбургом, исчерпывающе представлены в его статьях, лекциях и книгах, главной из которых является «Новое движение в искусстве». В этом труде подробно рассматриваются идеи геометрической правильности и абстрактного обобщения соответственно с основами Божественного бытия. Естественно, что только Божественное является единственно правильным. Таким образом, данное положение ни у кого не могло вызвать возражений, но и не являлось новаторским. Наиболее известной работой Дусбурга является «Композиция» (1922). Она поразительно похожа на один из проектов, исполненных новаторами «Баухауза». Нижняя часть картины более темная. На ней как на основе строятся разноцветные квадраты и прямоугольники. Нижняя часть представляется грузной и массивной, но в целом структура неудержимо рвется ввысь, стремясь оторваться от опоры, сковывающей ее движение. Конечный же итог этого неудержимого движения — невесомость. В верхней части уступы зеленых прямоугольников сообщают композиции уравновешенность и гармонию. При внимательном взгляде можно заметить схожесть этого изображения со скалистыми нагромождениями, в основе которых находятся изначальные элементы — прямоугольники. С 1926 по 1928 год Дусбург увлекался идеями дадаистов. Он стал редактором журнала «Мекано», где публиковал последние идеи и сообщения о новейших работах художников этого объединения. В этот период мастер активно занимался дизайнерскими разработками, оформил ресторан в Страсбурге. Далее его творческий путь вновь проходил совместно с Питом Мондрианом, хотя каждый художник сохранял при этом свою творческую исключительность. Например, Мондриан предпочитал строить свои полотна на основе прямых углов, тогда как Дусбург, как правило, использовал диагональ. После долгих экспериментов Дусбург исполнил серию картин под общим наименованием «Контркомпозиция». Для того чтобы иметь возможность непосредственно общаться со своими зрителями и выносить новые идеи на суд общественности, Дусбург организовал издание журнала «Ар конкре» («Конкретное искусство»). К сожалению, увидел свет лишь первый номер этого журнала, который стал и последним. Тем не менее идеи Дусбурга имели очень интересное рациональное зерно, которым не преминули воспользоваться талантливые молодые художники, воспринявшие интересные идеи и воплотившие их в другом художественном направлении, получившем наименование «Конкретная живопись».