Билет 29. Факторы восприятия и понимания людьми друг друга и их использование в практике социальной работы.

Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.
Процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки: внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств формирует отношение в пределах «нравится — не нравится», делаются выводы по тому, какое поведение можно ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.

Идеи когнитивзима, послужившие развитию теории межличностного общения:

1. Теории когнитивного соответствия (выделяют в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры)

а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремлением к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром. Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям);

б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем

снятия дисбаланса;

в) Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2. Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

К факторам, влияющим на восприятие, относят:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

 

Механизмы социального познания

 

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм проекции — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно.

 

Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих точек зрения.

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

 

«эффект ореола»: если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении.

Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом восприятия причин и мотивов поведения других людей.

ошибка атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

1. ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном;

3. неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

4. игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;

5. большее доверие к фактам, чем к суждениям — это обусловлено механизмом «фигура — фон»;

6. лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.