Билет 15. Социальные технологии в социальной работе.

Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

Социальные технологии – единственный процесс (в отличие от технологий, например, производственных, где приходится иметь дело с неживой природой), который основан на отношениях не объекта и субъекта, а в значительной степени на отношениях «человек» - «человек», т.е. «специалист» - «клиент».

Технологии социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, направленных на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, особенно социально уязвимых

Применительно к социальной работе как к виду практической деятельности, технологии социальной работы - это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками и направленных на оказание людям социальной помощи, поддержки, защиты, социальных услуг, особенно так называемым социально незащищенным слоям и группам населения, и решение разного рода социальных проблем. Эти технологии социальной работы носят тактическую направленность.

Признаки соц.технологий:

·Стремление к достижению оптимального результата

·Совокупность приемов и методов (диагностика, урегулирование)

·Определенный алгоритм решений опр. задач

·Промежуточные этапы. Правила действия

·Тиражирование опыта, быстрое реагирование на проблему, экономия ресурсов

Необходима опора на научное знание.

Типология соц. технологий:

- на уровне общества, этнич. группы, трудовые коллективы, малые группы (семья), контактные группы;

- по сферам: соц-полит., соц-эконом., духовная, соц.-мед., образовательная;

- по степени новизны: рутинные, инновационные

- целостные, холизские, частичные;

- деятельностные (менеджмент, самоменеджмент);

- технологии саморазвития, самореализации.

Технология СР одна из отраслей соц. технологий. И эта отрасль ориентирована на помощь и поддержку гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Поиск результатов – одна из важнейших задач социального работника.

Типология технологий СР:

- работа с детьми

- с пожилыми

- с семьями

- в местах лишения свободы

- с лицами ограниченных возможностей

- с наркозависмыми

- с военнослужащими

- с участниками вооруженных конфликтов

- с лицами БОМЖ

Виды технологий:

Профилактические

- Тех-ии Соц. диагностики

-Тех-ии Соц. Реабилитации

-Техн-ии страхования

-Техн-ии опеки

-Техн-ии соц. контроля

-Традиционные технологии / инновационные-

-Макроуровень (затрагивает всех) / микроуровень

-Работа с группами

Техн-ии на уровне личности.

Функция технологии - целенаправленное воздействие на внешние и внутренние факторы, обусловл. возникновение проблемы.

Личностные факторы - комплекс характеристик личности.

Внешние факторы – среда.

Функции технологии:

·Диагностическая (установление причины)

·Системно-моделирующая (определение характера, метода помощи)

·Активационная (стимулирование активности к самостоятельному решению проблем)

·Инструментально-практическая (усовершенствование практики помощи)

·Распорядительно-управленческая

·Эврестическая (углубление соц. проблем, получение соц. знания).

Технологический процесс: это алгоритмизированная деятельность, которая растянута во времени, которая характеризуется сменой содержания, форм, методов воздействия, циклично повторяющаяся при решении подобных задач.

Этапы решения проблем:

·теоретический

·методический (выбор метода диагностики, метода анализа данных)

·процедурный (организация практической деятельности).

Основными характеристиками социальных технологий является:

- универсальность- конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкретных проблем

- результативность- оперативность- относительная простота

- надежность- гибкость - экономичность- удобство в эксплуатации

Технологический процесс включает 4 процедуры этого воздействия:

-формирование цели воздействия

-способ воздействия

-организация воздействия

-оценка и анализ результатов воздействия.