Билет 4. Этические ценности социальной работы. Профессиональные требования и личностно-нравственные качества социального работника.

 

Предмет деятельности соц.работы — человек. Для эффективности деятельности → сформированность проф.системы ценностей индивида(гуманизм, альтруизм, ценность самоопределения, социальной справедливости)

Ценность — совокупность представлений о человеческом, социальном, культурном значении определённых реалий действительности в парадигме добра и зла. Они задают ориентиры в поведении и деятельности человека. Ценности задают ценностные ориентации.

Ценностные ориентации– это важнейшие элементы структуры личности, которые закрепляются жизненным опытом индивида и вбирают в себя значимое, существенное для данного человека.

Профессиональные ценности социальной работы:

·уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида;

·принятие клиента таким, каков он есть;

·неосуждающее отношение к клиенту;

·уважение права клиента на самоопределение;

·уважение доверия клиента;

·вера в человеческие способности к изменению, росту и улучшению;

·постоянное профессиональное развитие;

·обязательство работать в интересах клиента;

·толерантность и др.

Принципы СР могут рассматриваться как общие ценности СР:Гуманизм в его конкретном выражении;Личностный подход, включающий уважение личного достоинства, воспитание самоуважения, а также привлечение к сотрудничеству на основе свободного выбора;Доверие к клиенту и стремление к получению уважения со стороны клиента;Гибкость и принцип модальности: учет половозрастных характеристик, особенностей характера, принадлежности к определенной культуре (дискурсивный подход);Перманентность/непрерывность создания программ социального сопровождения на всем кризисном этапе жизни клиента;Компетентность, стержнем которой является принцип “не навреди”;Посредничество, предусматривающее привлечение других организаций к решению проблем.;Соблюдение разумных интересов клиента, помощь в установлении приоритетов решаемых проблем.

Профессиональные требования в с.р.:Иметь хорошую профессиональную подготовку;Обладать достаточно высоким уровнем общей культуры;Владеть информацией о современном положении социальных и экономических процессов в обществе;Уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; Обладать определеной социальной приспособленностью;Иметь профессиональный такт, способность вызывать симпатию и доверие у окружающих; Обладать эмоциональной устойчивостью;Обладать хорошим здоровьем, быть способным выносить большие физические нагрузки;

Личностно-нравственные качества социального работника:честность, совесть, объективность, справедливость, внимательность и наблюдательность, толерантность, творческое мышление, четкость и компетентность, личная и социальная ответственность, социальная адаптивность, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, терпение, коммуникативность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию.