Аутистическое мышление

Развитие ума — не накопление знаний, это смена умственных структур. Ум развивается благодаря переходу от одной структуры интеллектуальной деятельности к другой структуре.

Как происходит преодоление эгоцентрических установок? Что ведёт к смене структуры интеллектуальной деятельности?

Отношения ребёнка с другими людьми.

· Со взрослым. Одностороннее уважение, т.е. ребёнок получает знания от взрослого, искажает это знание.

· С ровесником. Отношения кооперации. Формируется к концу дошкольного возраста. Строится на основе взаимного уважения. Только между равными возможны споры, дискуссии. Расшатывает эгоцентрические установки ребёнка. Необходимость обосновывать, аргументировать свою т.з. Идея кооперации воплощается сегодня в системе развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), которой сейчас руководит Г.А. Цукерман.

Это был первый этап научного творчества Пиаже. На этом этапе было первое открытие Пиаже (открытие эгоцентрической речи). Выготский: «Работы Пиаже отмечены историческим значением».

Но для Пиаже оставался вопрос: что происходит в доречевой период развития ребёнка, что собой представляет интеллект в этом возрасте?

В 1925 году и 1927 году у Пиаже родились дочери, 1931 году родился сын. → «Истоки интеллекта у ребёнка», «Конструкция реальности у ребёнка», «Формирование символа у ребёнка».

В первых работах Пиаже предавал огромное значение речи ребёнка. Но Пиаже понял, что интеллект возникает до появления речи. Поэтому вопрос об истоках интеллекта должен быть решён.

Истоки интеллекта — восприятие. От живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к проекции. Но воспринимать предмет невозможно без перцептивных действий. Т.о., истоки интеллекта: речь, восприятие, действие субъекта. Всё начинается с действий. Если мы поймём, как происходит развитие действий, мы поймём, как происходит психическое развитие.

Каковы критерии интеллекта (здесь интеллекта нет, а здесь уже есть)?

Концепция Карла Бюлера о трёх ступенях развития: инстинкт, навык (дрессура) и интеллект. Инстинкт — форма поведения, наследственно обусловленная. Навык — форма поведения, формирующаяся благодаря упражнениям. Интеллект характеризуется инсайтом при решении творческой задачи (К. Дункер).

Наблюдая за развитием собственных детей, Пиаже выясняет, что доречевой интеллект — сенсомоторный интеллект — возникает от 0 до 2 лет. Интеллект не возникает сразу в готовом виде. Поэтому всегда есть подпериод подготовки структуры и подпериод осуществления структуры. Но в рамках подпериода существуют стадии (шаги) развития.

Стадии сенсомоторного интеллекта:

1. Стадия рефлекса. От рождения до 1 месяца.

Пиаже различает рефлексы, которые отмирают с возрастом (хватательный рефлекс, который не развиваются с возрастом (зрачковый рефлекс), кот. развиваются с возрастом (сосательный рефлекс, с помощью кот. ребёнок обследует предметы).

2. Стадия первичных круговых реакций. От 1 месяца до 4 месяцев (0;1-0;4).

Первичные круговые реакции — повторяющиеся действия, которые ребёнок осуществляет ради телесного удовольствия. К таким реакциям Пиаже относит сосание большого пальца, кусочек ладошки. На основе этих реакциях формируются первые навыки ребёнка. Ребёнок начинает гулить, прислушивается к звукам, это доставляет ему удовольствие.

3. Вторичные круговые реакции — действия, кот. ребёнок осуществляет ради интересного внешнего проявления. 0;4-0;8 Средство и цель слиты.

4. Проблески интеллекта. 0;8-0;12

Дифференциация средства и цели. Взять предмет — цель; притянуть простынку, чтобы взять предмет — средство. Здесь средство и цель начинают дифференцироваться. Ребёнок использует средства, которые уже были в его опыте.

5. Стадия третичных круговых реакций. 0;12-0;18

Это повторяющиеся действия, которые ребёнок осуществляет каждый раз по-новому, чтобы посмотреть, к каким результатам это может провести. Это самая творческая стадия в развитии ребёнка. Обычно, родителям не нравится, когда ребёнок к кастрюлям подбирает разные крышки, но в этой деятельности ребёнок изобретает новые средства для достижения цели. От того, как эта стадия проживается ребёнком, во многом будут зависеть его способности, например, к математике.

6. Ребёнок решает задачу путём инсайта, ничего не пробует. 0;18-0;24.

Интеллект зарождается в конце первого года жизни, по Пиаже критерием интеллекта является дифференциация средства и цели.

Первые три стадии — подпериод подготовки к структуре, вторые три — подпериод осуществление структуры. Ничто не появляется, как из пистолетного выстрела.

А как мы узнаем, сформировалась у ребёнка структура сенсомоторного интеллекта или нет? Пиаже говорит, что существует психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта.

Представления ребёнка о перманентном объекте (объект, который существует в пространстве и времени в не зависимости от того, видит его ребёнок или нет), или представления ребёнка о сохранении объекта. Пиаже: создадим ситуацию поиска спрятанного предмета. На стадии рефлексов ребёнок, в основном, спит. На второй стадии ребёнок не способен найти свою маму, когда она выходит из комнаты. Но, если ребёнок бодрствует, ему кладут простынку на лицо, он её стягивает, потому что ему хочется видеть то, что происходит. На третьей стадии ребёнок ищет предмет, если есть индекс (указатель) на то, что предмет здесь спрятан. Например, простынка повторяет форму мячика. На четвёртой стадии Пиаже берёт две непрозрачные ширмы из картона, карманные часы. Он помещает часы за ширму А, затем на глазах ребёнка переносит часы за ширму Б. Ребёнок сначала открывает ширму А, т.е. предмет связан с успешным действием самого ребёнка. На пятой стадии ребёнок способен найти предмет сразу, когда часы переносят на его глазах. На шестой стадии ребёнок ищет предмет независимо от того, видел перенос его или нет, он знает, что предмет есть.

Структура практического интеллекта. Ребёнок решает задачи с помощью его социального окружения. Ребёнок, пройдя путь развития от рождения до двух лет, обнаруживает, что он лишь у подножия горы, которую необходимо преодолеть. → Необходима новая структура, помогающая решать появившиеся задачи.