Правила оформления рефератов.

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение реферата осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 12 Times New Roman C с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице. Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. (приложение №1, образец оформления титульного листа реферата)

Доклад - вид внеаудиторной письменной работы студента по определенной теме с последующим публичным сообщением, как правило, на студенческих или научно- практических конференциях. По своим целям и задачам подготовка доклада совпадает с целями и задачами подготовки реферата. Однако доклад в большей способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает студентов критически мыслить, делать самостоятельные выводы, выдвигать новые идеи и предложения.

Выступление с докладом рекомендуется строить по схеме:

· мотивационная часть( сообщать новую научную информацию, объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов);

· аналитико- синтетическая часть( формирование основных мыслей, положений, написание текста);

· исполнительная часть( выступление).

Реализация исполнительной части требует знание ответа на вопросы, " как начать выступление?", " как заинтересовать слушателей в ходе изложения?", " как завершить выступление?".

Начиная выступление, можно заинтересовать слушателей следующими способами.

1.Задать проблемный или оригинальный вопрос.

2.Начать с интересной цитаты по теме выступления

3.Привести конкретный пример из жизни.

4.Образно сравнить предмет выступления с конкретным явлением.

Тезисы докладаявляются самыми распространенными видами публикации научных исследований.Понятие " тезис" (гр.thesis)- положение, утверждение. Очень лаконично, почти телеграфным стилем, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого материала объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Основная цель тезисов доклада — в очень сжатой (до самого минимума) конспективной форме изложить только основные итоги проведенного научного исследования, выявить суть содержания. Если есть возможность опубликовать развернутые тезисы (примерно 4—5 страниц машинописного текста), то студент может дать более подробное описание «центральной идеи», обосновать свою работу, подчеркнуть ее роль и значение. Тезисы доклада могут быть опубликованы в сборнике научно- исследовательских работ и стать первой научной публикацией студентов.

Небольшой по объему доклад может быть зачитан на семинарском занятии. Такой доклад называют сообщением.

Научная статья— это самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблематике, наиболее солидный и предпочтительный вид письменного оформления результатов и итогов проведенного исследования. В статье с содержательной стороны могут раскрываться конкретные вопросы теоретической и прикладной работы. Обычно она имеет строго ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста). Поэтому каждый параграф этого письменного документа строится так, чтобы начало чтения сразу давало основную информацию. В основу текста здесь кладется одна научная мысль, одна научная идея. Основная часть научных статей публикуется в научных журналах. Основные этапы работы над статьей можно представить в следующем виде:

1.Определение темы, ее анализ, составление плана( тезисов).

2.Работа над первым вариантом статьи на основе плана( тезисов)

3.3авершение работы, анализ текста, совершенствование, исправление его.

4.Размышление, обдумывание, решение проблемы.

5.Последовательное изложение мысли, доказательное рассуждение.

6.Критическая оценка результатов своей работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление.

Структура статьи может быть представлена следующим образом.

1.Вводная часть.

1.1. Обоснование темы.

1.2. Возможные пути подхода к теме.( ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости ее рассмотрения с позиций сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; изложение ошибок).

2. Основная часть.

2.1. Аргументация, доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

2.2. Раскрытие темы( использования индукции: от конкретного к обобщению; использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению проблемы).

3. Заключительная часть.

3.1. Выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис.

3.2. Возможные концовки( изложение основной мысли в виде тезисов; выводы).

Приступая к подготовке научной статьи, следует учитывать правила ее оформления.

1. Название статьи принято писать в центре первого листа. Оно, как правило, отражает содержательную часть предлагаемого материала, например: "Методика индивидуального консультирования".

2. После названия статьи в правом верхнем углу пишутся инициалы и фамилия автора.

3. Статья начинается обоснованием актуальности излагаемой темы для науки и практики.

4. Далее анализируются научный вклад ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, позиция автора статьи по отношению к уже имеющимся разработкам по той или иной проблеме, выражающихся в согласии или несогласии с позицией авторов предшествующих исследований, и четкая аргументация личных выводов и положений.

Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Без многословия, превращающего название в аннотацию, и без излишней краткости, ведущей к размытости содержания. Первый абзац, начинающий статью, обычно вводит читателя в проблематику исследования, но не ставит задачей дать обзор литературы, уже известной специалистам. Здесь излагаются цель исследования, задачи данной работы, возможности ее практического использования. Эти данные помогают при чтении статьи быстрее уловить суть проблемы. Структура статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях приводимые в ней данные представляют собой обобще­ние тех, что получены в процессе научных изысканий.

В основу построения журнальной научной статьи может, например, быть положен такой план:

· заглавие статьи с указанием фамилии автора (фамилия и инициалы), название научного или учебного учреждения, в котором была выполнена работа;

· вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теоретическом и практическом значениях;

· краткие данные о методике исследования;

· анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;

· выводы и предложения.

В соответствии с выделением в научных исследованиях теоретического и эмпирического уровня знания различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретические статьи описывают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, моделирование. В статьях, где даны расчеты, объектами описания в аналитической или графоаналитической форме являются физические, химические, физико-химические процессы, результаты и методика экономических расчетов и др. В работах, посвященных интерпретации явлений, процессов, проблем, основанных на систематизации научных фактов с выделением главных понятий, принципов, законов, приводятся как выкладки и модели, но материал излагаемого в текстовой форме. Основное значение в структуре приобретают логические пра­вила и законы.

Эмпирические статьи описывают результаты исследований, проводимых с помощью методов эксперимента, наблюдения, измерения и др., но с использованием и ряда теоретических методов. В их заголовках часто присутствуют слова «оценка», «определение», «методика». Описываются методика исследования, средства для его осуществления, дается характеристика и классификация полученного материала, его интерпретация, в случае внедрения содержатся сведе­ния об опытно-промышленной проверке. Данные обычно представлены в виде графиков, реже — схем, диаграмм, чертежей, фотографий, в табличной форме, иногда — в виде математических моделей.

Заключительная часть статьи, подытоживая материал, должна от­вечать на вопросы, поставленные вводной частью, перекликаться с ней и тем самым показывать читателю место работы в системе знаний отрасли.

Кроме письменных видов передачи результатов научной работы, используются и устные организационные формы научного общения.

К их числу относятся научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары.

Научный съезд— это собрание представителей целой отрасли науки в масштабе страны, научный конгресс— то же, что и съезд, только на международном уровне, симпозиум— международное совещание научных работников по какому-либо относительно узкому специальному вопросу (проблеме).

Наиболее часто устное научное общение происходит на уровне конференций и семинаров.

Научная конференция— это собрание научных или практических работников (в последнем случае конференция называется научно-практической). Научная и научно-практическая конференции всегда бывают тематическими. Они могут проводиться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне.

Научный семинар— это обсуждение сравнительно небольшой группой участников подготовленных ими научных докладов, сообщений, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Научные семинары могут быть как разовыми, так и постоянно действующими. Они являются важным средством сплочения исследовательского коллектива, выработки у его членов общих подходов, воззрений. Научные семинары проводятся, как правило, в рамках одной научной организации или одного учебного заведения, хотя на их заседания могут приглашаться и представители других организаций.

Рассмотрим такое понятие, как " исследование"- процесс научного познания неизвестных свойств объекта.

В научной работе проводятся самые разнообразные исследования, однако все их разнообразие можно свести к двум основным типам.

Фундаментальные исследования- этопроцесс научного познания общих, универсальных свойств всех форм объекта. Они являются самостоятельным направлением научной работы и играют важную роль в развитии самой науки и дальнейшем ее использовании в процессе производства. Известно, что при проведении любых видовфундаментальных исследований главное- это создать новый, оригинальный, уникальный( выявить закон, закономерность, создать гипотезу) научный продукт. Поэтому основным в данном виде научной деятельности является выработка методологии соответствующего оригинального подхода к явлению или процессу. Результатом этих исследований служит открытие новых законов природы, общества и мышления, систематизация, расширение и углубление знаний по определенной научной проблеме.

К прикладным исследованиям— другому направлению научной работы — относятся исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые ведутся с целью разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрессивной технологии. Они направлены на воплощение научных знаний в конкретные отрасли или производство. Именно благодаря таким исследованиям наука непосредственно входит в производство, превращая научные идеи в материальные процессы и предметы.

В процессе научной работы ученые общаются между собой, используя особый тип речи, называемый «научный стиль». Такой стиль характеризуется стремлением к четкости выражении мысли, строгой логике изложения точности и однозначности формулировок. В языке науки используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология. Именно наличие в речи ученых большого количества специальных терминов прежде всего отличает такую речь от обычного разговорного языка. Для научного стиля характерны также некоторые особенности в использовании синтаксических и стилистических средств

 

§2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Контрольная работа– это самостоятельная работа студента. Контрольные работы выполняются по заданию преподавателя. Контрольная работа- распространенная форма проверки(оценки) знаний учащихся. Контрольная работа, как правило, состоит из некоторого числа вопросов или задач( или того и другого одновременно). Заключение (выводы) должно содержать до семи четких выводов автора по результатам проделанной работы, расположенных в порядке убывания значимости (т.е. самый первый вывод - самый основной и так далее по требованию преподавателя сделать устный доклад в пределах пяти минут и).

Контрольные работы бывают аудиторными и домашними, текущими и экзаменационными, между семестровыми.

Аудиторная контрольная работа позволяет объективно оценить уровень подготовленности и самостоятельности студента по одной из ключевых тем курса.

Между семестровые контрольные работы характерны для заочной формы обучения, предусматриваются учебным планом, для их выполнения имеются методические указания, тематика, форма и сроки выполнения. Сдаются за 2 недели до начала сессии и фиксируются лаборантом кафедры.

Тематика контрольных работ приводится в методических указаниях по выполнению контрольных работ.

Структура контрольной работы имеет следующий состав:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Содержание.

4. Введение.

5. Тезаурус (словарь).

6. Содержательная часть, выполняемая в соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях.

7. Заключение (выводы).

8. Библиографический список.

9. Приложение.

Срок сдачи контрольной работы устанавливается преподавателем. Допускается сдача контрольной работы в электронном виде на дискете или в виде файла, отправленного по электронной почте на адрес преподавателя (только при предварительном согласовании с преподавателем). Замечания по контрольной работе в письменном виде, а также решение преподавателя о зачете или незачете работы сообщаются студенту в трехдневный срок лично во время консультации по курсу или по электронной почте.

 

Требования к оформлению контрольных работ

Рукописный вариант Количество страниц (формат А 4): 15-20. Поля: сверху и снизу - 2,5 см, слева - 3 см, справа - 1 см. Отступ красной строки: 1 см. Нумерация страниц: сверху от центра, начиная со 2-й страницы. Компьютерный вариант Количество страниц (формат А 4): 10-15. Поля: сверху и снизу - 2,5 см, слева - 3 см, справа - 1 см. Отступ красной строки: 1 см. Междустрочный интервал: 1,5 (полуторный). Размер: 12. Нумерация страниц: сверху от центра, начиная со 2-й страницы.

Оформление титульного листа (приложение №1).

§3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ.

 

Требования, предъявляемые к защите курсовых работ