СОДЕРЖАНИЕ

Математические методы

В социологии

 

 

Методические рекомендации для студентов,

обучающихся по направлению подготовки

6.030101 – Социология

(кредитно-модульная система)

 

Харьков

Издательство НУА


УДК 316:[51:371] (072+075.8)

ББК 60.5в631р30-2

М34

 

Утверждено на заседании кафедры социологии

Народной украинской академии.

Протокол № 8 от 10.01.2011

 

 

Автор-составитель И. С. Нечитайло

Рецензент канд. социол. наук О. С. Овакимян

 

Дане видання складено згідно з вимогами щодо організації навчального процесу в кредитно-модульній системі підготовки спеціалістів і включає матеріали, які допоможуть студентам закріпити теоретичні знання з математичних методів в соціології та розвинути навички їх використання на практиці в системі роботи
зі спеціальності «Соціологія».

 

М34
Математическиеметоды в социологии:метод. рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 6.030101 – Социология (кредит.-модул. система) / Нар. укр. акад., [каф. социологии ; авт.- сост. И. С. Нечитайло]. – Х. : Изд-во НУА, 2011. – 68 с.

 

Настоящее издание составлено в соответствии с требованиями по организации учебного процесса в кредитно-модульной системе подготовки специалистов и включает материалы, позволяющие студентам закрепить теоретические знания по применению математических методов в социологии и развить навыки их использования
на практике в системе работы по специальности «Социология».

 

УДК 316:[51:371] (072+075.8)

ББК 60.5в631р30-2

 

© Народная украинская академия, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ПО КУРСУ 6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ КУРСА.. 8

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА СТУДЕНТА.. 9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.. 10

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ». 12

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО КУРСУ.. 16

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ». 19

Модуль I. Применение процедур математической статистики в эмпирической социологии. Числовые характеристики выборки. 19

Тема 1. Основные принципы измерения в социологии. Типы переменных. 19

Тема 2. Перекрестная классификация. Графическое представление социологической информации 21

Тема 3. Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана и др.). 24

Тема 4. Характеристики рассеяния (дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации). 28

Тема 5. Проверка процедуры первичного измерения на надежность с использованием математических методов. 31

Модуль ІІ. Измерение связи между признаками с использованием математических методов 35

Тема 6. Нормальное распределение как модель вариации. Критерий линейной взаимосвязи 35

Тема 7. Статистическая гипотеза. Проверка статистических гипотез при анализе социологических данных. 39

Тема 8. Меры взаимосвязи для интервального уровня измерения. Корреляционный анализ. Уравнение регрессии. 41

Тема 9. Корреляционное отношение. Нелинейная регрессия. Множественная и частная корреляция 45

Тема 10. Корреляция рангов: коэффициент ...... 49

Тема 11. Коэффициент взаимной сопряженности. Некоторые общие принципы интерпретации коэффициентов корреляции. 51

Модуль ІІI. Математические процедуры в сетевом анализе и анализе социометрических данных 53

Тема 12. Элементы теории графов в сетевом анализе. 53

Тема 13. Обработка данных в социометрическом исследовании: вычисление индексов, построение социограмм.. 56

типовые задания ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 60

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ ЭССЕ И СООБЩЕНИЙ ПО КУРСУ.. 63

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 64


ВВЕДЕНИЕ

 

Пожалуй, согласимся с высказыванием одного из выдающихся российских ученых Г. Г. Татаровой[1] о том, что у студентов, специализирующихся
в области социологии, наблюдается «синдром аллергии на формулы, графики
и т. д.». Вряд ли найдется преподаватель, читающий математические курсы для студентов-гуманитариев, который захочет оспаривать это высказывание. Вместе с тем очевиден тот факт, что именно математическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социальные, экономические и др. Социологическое изучение любого сложного процесса или явления не может ограничиваться чистым теоретизированием. В противном случае социология как отдельная наука об обществе не имела бы право на существование, и практически было бы довольно трудным выделить ее из области философского знания. Проникновение математических методов в разнообразные сферы человеческой деятельности предоставляет социологии весьма эффективные средства для исследования сложных социальных объектов. Необходимо понимать, что подобные исследования требуют определенного математического формализма для того, чтобы их результаты могли считаться достоверными, а выводы обоснованными. Это особенно актуально на сегодняшний день, когда насущная необходимость получения адекватной и однозначной информации социологического характера систематически возрастает. В то же время все чаще приходится сталкиваться с сомнениями относительно результатов тех или иных социологических опросов. Однако такие сомнения не безосновательны. Проблема в том, что многие из подобных исследований носят далеко не научный характер и проводятся на низком профессиональном уровне. Для обеспечения высокого качества результатов исследовательской деятельности социологу просто необходимы определенные математические знания.

Необходимость использования разнообразных математических методов
в социологии диктуется нынешним этапом развития социальных процессов
в нашей стране, динамикой социальных трансформаций. Стабильность и устойчивость общества зависит от того, насколько предсказуемы социальные процессы и явления. Современные задачи социального управления, прогнозирования и планирования невозможно решать без глубоких знаний в области сбора, обработки и анализа социологической информации. При этом необходимо использовать устойчивые математические методы, имеющие и без того довольно широкие границы применения.

Именно поэтому в настоящее время от работника, занятого в любой области, связанной с изучением массовых социальных явлений, в том числе и от социолога, требуется определенный уровень математической грамотности. Невозможно успешно специализироваться в области социологических дисциплин без усвоения какого-либо математико-статистического курса. В связи с этим для студентов большое значение имеет ознакомление с общими категориями, принципами и методологией математического анализа. Для того чтобы студенты высших учебных заведений обладали необходимыми знаниями и умениями, в образовательную программу введены специальные дисциплины, позволяющие их получить, одной из которых является «Математические методы в социологии».

В целом данный курс направлен на развитие у студентов навыков применения математического знания при работе с эмпирическим материалом. В своей структуре он имеет три модуля. Первый модуль посвящен детальному рассмотрению методов математической статистики, применимых в эмпирической социологии. Особое внимание при этом уделяется измерительным процедурам
и определению числовых характеристик выборочной совокупности.

Второй модуль посвящен изучению математических методов, позволяющих определить связь между признаками, ее тип, характер и т. п. Изучаются различные меры взаимосвязи для количественных и качественных переменных.

Третий модуль знакомит студентов с теми математическими процедурами, которые могут быть эффективно использованы в исследованиях малых социальных групп, а также в сетевом анализе.

Следовательно, в результате изучения курса студенты приобретают знания относительно теоретических законов распределения выборочной совокупности и навыки вычисления количественных характеристик социальных объектов, а также интерпретации полученных данных, определения взаимосвязи между различными признаками, характеризующими тот или иной процесс или явление, визуализации и сравнения особенностей протекания этих процессов
и развития явлений между собой.

Все вычисления проводятся с использованием персонального компьютера при помощи программы «ЕXCEL» для эффективного овладения основными задачами курса и достижения поставленной цели.