Перспектива в ландшафтной архитектуре

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы. Воздушная перспектива связана со зрительным изменением яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от наблюдателя. Пространственные изменения цвета называют цветовой или колористисеской перспективой. В ландшафтном искусстве использование законов перспективы позволяет усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или зрительно сократить его.

Законы линейной перспективы в ландшафтной архитектуре:

- иллюзорное увеличение глубины пространства достигается путем создания промежуточных планов в виде боковых кулис;

- впечатление глубины пространства увеличивается, если по мере удаления от точки наблюдения размещать уменьшающиеся по величине объемы, сокращать расстояния между ними или уменьшать ширину видового луча;

- возвышенности воспринимаются более высокими при размещении деревьев или сооружений на их вершине (высота холма – не менее половины высоты деревьев);

- включение внешних видов в обзор парковых картин иллюзорно увеличивает размеры парка;

- расстояние между зрителем и предметом сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность (ее не усиливают промежуточными планами, чтобы не было объектов для сравнения масштабов пространства).

 

Рис. 18. Приемы визуального подчеркивания и нивелирования рельефа

 


1 – акцентирование террас;

2 – усиление холмистого рельефа;

3, 4 – приемы озеленения, нивелирующие рельеф.


 

Рис. 19. Включение в пейзаж парка окружающего ландшафта

Рис. 20. Использование законов перспективы

А – естественная перспектива; Б – искусственная перспектива.

Рис. 21. Создание иллюзии глубины пространства

1 2 3

1 – высота кулис нарастает к заднему плану;

2 – высота кулис уменьшается к заднему плану;

3, 4 – глубина создается за счет сокращения ширины луча.

Законы цветовой перспективы:

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны в непосредственной близости. Под влиянием воздушной перспективы цвет несколько изменяется:

- желтый становится зеленоватым;

- оранжевый – грязно-красным;

- красный – грязно-пурпурным;

- пурпурный – грязно-фиолетовым;

- синий не меняется;

- зеленый при удалении показывает все переходы к синему;

- фиолетовый исчезает быстрее других, становясь синим;

- при значительном удалении белая окраска кажется желтоватой, иногда с оранжевым оттенком;

- белый менее всего стушевывается, поэтому белые предметы кажутся ближе, особенно на темном фоне.