Искусственное освещение в ландшафтной архитектуре

Особое место занимает искусственная подсветка пейзажей и их элементов в вечернее и ночное время, выявляющая новые видовые точки, мало интересные днем. В ночном освещении создается эффектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразуется цвет. Источники света маскируются в насаждениях парка. Кроме того, применяются декоративные светильники:

- ртутные – дают голубовато-зеленое освещение, их используют для освещения хвойных пород;

- неоновые светильники дают красноватый оттенок;

- натриевые – дают золотистый свет, при котором выигрывает осенняя листва.

Водные струи фонтанов подсвечивают водонепроницаемыми подводными прожекторами. Для получения цветового эффекта используют световые фильтры.

· ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Основой ландшафтной архитектуры является пространственная композиция. Произведения ландшафтной архитектуры оказывают комплексное воздействие на все органы чувств человека. Объекты воспринимаются в движении, под воздействием пространственно-временных эффектов, впечатление создается во времени.

Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объекта оказывает время осмотра. Чем меньше время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркнута разница между главным и второстепенным. По мере уменьшения времени зрительного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности. Расположение главных элементов должно быть ритмичным, компактным и легко восприниматься зрителем на фоне общей картины.

Разнообразие.Однообразный пейзаж, лишенный художественного замысла и выразительности вызывает у зрителя психологическое утомление и потерю к нему интереса. Избыточное количество информации также не способствует благоприятному воздействию на зрителя, потому что часть этой информации оказывается не осознанной. Имеются данные, что наиболее оптимальны композиции с 5 – 6-ю акцентными узлами (не более 9).

На характер восприятия ландшафтных объектов значительное влияние оказывают оптические возможности зрения:

- уже на расстоянии 1200 м нельзя различить человека, невозможно узнать объект, удаленный на расстояние, превышающее его 3500-кратный размер;

- пространства, размеры которого не превышают 25 м, создают впечатление интимности;

- пространства, размеры которых превышают 140 м, воспринимаются как большие, гипертрофированные;

- пространства, огражденные объемами с соотношением их высоты к длине 1:2 вызывают чувство замкнутости;

- при соотношении 1:4 и более чувство замкнутости утрачивается;

- чем крупнее по размерам и выше объект, тем значительнее зритель недооценивает его абсолютную величину (недооценка на 20-40%);

- в целях исключения сенсорной усталости продолжительность пути зрителя в пределах одного объемно-пространственного композиционного приема не должна превышать 3-х минут.