Концепция и основные факторы устойчивого развития организации.
Тема 5. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации
а) Вопросы для подготовки и обсуждения:
Концепция и основные факторы устойчивого развития организации.
Под концепцией понимают определенные рамки восприятия и осмысления с выделением ракурса рассмотрения какого-либо предмета, явления или процесса, объединенные единой идеей познания.
Развитие — это переход от одного состояния в другое, более совершенное, в результате изменений, имеющих субъективный характер, происходящих в природе и обществе.
Управление процессом развития приводит к разнонаправленным результатам, которые определяются как прогресс либо как регресс.
В современной теории и практике выделены следующие концепции развития:
Факторы устойчивого развития — это управляемые силы, которые оказывают воздействие на устойчивость организации во внешней среде в период ее изменений. Устойчивость развития в непредсказуемой и стремительно меняющейся внешней среде, как правило, оценивают как успех компании. Поэтому часто в литературе факторы устойчивого развития называют ключевыми факторами успеха (КФУ).
Типы факторов устойчивого развития:
1) КФУ, зависящие от технологии:
— качество проводимых научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях);
— возможность инноваций в производственном процессе;
— возможность разработки новых товаров;
2) степень овладения существующими технологиями;
3) КФУ, относящиеся к производству:
— низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства);
— качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
— высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);
— выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;
— доступ к квалифицированной рабочей силе;
— высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);
— возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;
— возможность выполнения заказов потребителей;
4) КФУ, относящиеся к реализации продукции:
— широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
— широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;
— наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
— низкие расходы по реализации;
— скорая доставка;
5) КФУ, относящиеся к маркетингу:
— высокая квалификация сотрудников отдела реализации;
— доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции;
— аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов);
— разнообразие моделей/видов продукции;
— искусство продаж;
— привлекательный дизайн/упаковка;
— гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов);
6) КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:
— особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг);
— ноу-хау в области контроля за качеством;
— компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности);
— степень овладения (знание) определенной технологией;
— способность (умение) создавать эффективную рекламу;
— способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство;
7) КФУ, связанные с организационными возможностями:
— уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т. д.);
— способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок);
— больший опыт и ноу-хау в области менеджмента;
8) прочие КФУ:
— благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;
— общие низкие затраты (не только производственные);
— выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);
— приятные в общении, доброжелательные служащие;
— доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);
— наличие патентов.