Кривые рыночного спроса
Тема 4. Рыночный спрос и его эластичность
До сих пор речь шла об индивидуальном спрос и о спросе на конкретный продукт индивида. Однако на рынке все эти индивидуальные попить объединяются в рыночный спрос. Задача этой темы - выяснить, как происходит его формирование, и определить способы измерения силы, с которой те или иные факторы влияют на количество товаров, которые потребитель готов приобрести.
Кривые рыночного спроса
Рыночный спрос формируется как суммарный спрос всех потребителей. В зависимости от потребительских предпочтений и доходов их желания и возможности приобрести товар при одинаковых ценах будут отличаться. В табл.4.1 приведены условные данные об индивидуальном спрос трех потребителей на товар Х. Рыночный спрос - это сумма индивидуальных спросов, соответствующих определенному уровню цен. Иначе говоря, это количества товара, все потребители готовы приобрести по тем или иным ценам.
Таблица 4.1.Формирование рыночного спроса
Цена товара Х | Спрос потребителя 1d1 | Спрос потребителя 2 d2 | Спрос потребителя 3 d 3 | Рыночный спрос D |
Р1 = 15 | - | - | ||
Р2 = 10 | - | |||
Р3 = 5 | ||||
Р4 = 2 |
Как видно из табл.4.1, при цене Р1 только потребитель 3 будет проявлять интерес к приобретению товара Х, потому рыночный спрос совпадать с индивидуальным спросом потребителя 3. При снижении цены до уровня Р2 рыночный спрос будут формировать уже два потребителя, а при цене Р3 и Р4 - все три потребителя.
Кривая рыночного спроса показывает общий объем спроса всех потребителей при любой цене (рис.4.1). Она возникает путем составления индивидуальных спросов. Поскольку кривые индивидуальных спросов имеют отрицательный наклон, то и кривая рыночного спроса тоже будет иметь соответствующий наклон.
Рыночный спрос, с одной стороны, зависит от всех факторов, влияющих на индивидуальный спрос, а с другой - от самого числа носителей этого спроса, то есть от количества потребителей (рис.4.2).
Р
Р1
Р2
Р3
Р4 d1 d2 d3 D
Qx
4.1. Рыночный спрос
На величину спроса, т.е. на передвижение точки по неизменной кривой спроса, влияет исключительно цена товара. Все остальные факторы, от которых зависит количество товара, которое потребители готовы приобрести, относятся к неценовым. Их действие приводит к передвижению самой кривой спроса на графике вправо (увеличение спроса), или влево (уменьшение спроса).
Рыночный спрос |
Кол-во потребителей |
Индивидуальный спрос |
доход |
цены |
Потребительские предпочтения |
Ценовые ожидания |
Рис.4.2. Факторы рыночного спроса
К неценовых факторов рыночного спроса относятся:
- Изменение потребительских предпочтений под воздействием изменения потребностей потребителя, моды или рекламы;
- Изменение цен на другие товары, в том числе товары-субституты или товары-комплементы;
- Количество потребителей, которые выходят на рынок этого товара;
- Ценовые ожидания покупателей;
- Доходы потребителей.
В реальной жизни ни один из перечисленных факторов не действует обособленно, в чистом виде. Они переплетаются, образуя сложную и противоречивую систему, но понимание механизма действия каждого из них дает ключ к пониманию многих событий реальной экономической жизни.