Вожатый способен вести работу с учетом этапов и закономерностей развития временного детского коллектива.

- понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива;

Что такое ВДК? - «Временный детский коллектив».

«Временный» – краткосрочность существования.

«Детский» - младший школьный и подростковый возраст.

«Коллектив» – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности и общения.

 

В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, способность обеспечить развитие каждому члену группы, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат.

Основные характеристики: ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр.

Обычно система коллектива представляет собой: коллектив/пассив à актив à лидер à руководитель.

Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив как система – это:

· органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов;

· относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

· скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

· субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

· носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

· субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода.

Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного центра

Временный детский коллектив (ВДК) - группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Специфические особенности ВДК:

1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (зимой ~12 дней; летом до ~24 день). Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.


2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.


3. Автономность существования от влияния прежнего социума, когда ослабляется воздействие на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Здесь важно упомянуть об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.


4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общность. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

5.Интенсивность всех видов деятельности, в т.ч. общения, насыщенность, высокая эмоциональная окрашенность.Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.

6. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности.

Функции: воспитательная, оздоровительная, коммуникативная, познавательная, развивающая, развлекательная, творческая и т.д

В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

К процессам ВДК относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы(группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется) и т.д.

Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:

· проживания в условиях демократического детского коллектива;

· самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

· получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

· расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

· собственного оздоровления и физической закалки;

· в приобретении новых друзей и впечатлений.

 

- теория развития ВДК по Лутошкину;

Стадии развития коллектива в ВДК: от «песчаной россыпи» к «горящему факелу».

Формирование и сплочение коллектива напоминает процессвосхождения к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».

У подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода - «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок и вершина — «Горящий факел».

Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы.Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности и взаимопомощи. Однако проявление активности происходит всплесками, и то не у всех. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально-значимых качеств, укрепление чувства «мы». Формируются лидеры, организаторы и актив, которые поддерживают общие всплески активности. Вожатый сопровождает, консультирует. Идет работа на сплочение группы. Дети ситуативно способны на крупное дело.Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей.

Алый парус. Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников.Начинают развиваться и обостряться внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования) и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова сразу признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

Горящий факел. Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады. Этап «Горящий факел» со временем формирует конфликтную зону столкновения идей, в которой сильные лидеры либо сотрудничают и работают под руководством друг друга, либо покидают группу, что неизменно ведет к распаду коллектива.

Поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию.

- периоды развития детского коллектива и педагогическое управление развитием детского коллектива;

Принципы формирования временного детского коллектива.

- Принцип возраста

Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

 

 

- Хобби, или увлечение.

В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. В этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности.

 

- Уровень мастерства, степень овладения делом.

Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – “более опытную”.

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

 

Социально-психологические процессы ВДК

Отряд детского лагеря обладает двойственной природой.Во-первых, он является объектомцеленаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Адаптация- процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.

В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников.Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации.

Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.

Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.

Идентификация- уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом.

Для обеспечения процессаинтеграциивожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия. С их помощью осуществляется управление процессом межличностного общения детей.

Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.

Сличение- это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.

Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.

При благоприятном протекании предыдущих процессов, процесс интеграции проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченность, единство всех членов отряда.Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят.