Организация учетной политики
Тема8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2. Задачи бухгалтерской службы предприятия
3. Требования к организации бухгалтерского учета
4. Руководитель предприятия - организатор бухгалтерской службы
5. Структура бухгалтерской службы предприятия
6. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
Изучив тему, вы узнаете:
- что представляет собой учетная политика;
- какие задачи стоят перед бухгалтерской службой предприятия;
- какие требования предъявляются к организации бухгалтерского учета;
- кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии;
- кто отвечает за ведение бухгалтерского учета и осуществляет контроль за финансовой деятельностью предприятия;
- какие права и обязанности у главного бухгалтера предприятия.
1. Организация учетной политики. Нормативные документы предусматривают право организаций на основе определенных нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач. Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики организаций.
Одним из первых стандартов по ведению бухгалтерского учета является ПБУ 1/2008 Учетная политика организаций». Учетная политика- это документ, защищающий интересы организации в области применения ею правил ведения бухгалтерского учета.
Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота и инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические.
2) формы первичных учетных документов.
В том случае, когда организация применяет формы документов для оформления операций, не указанных в перечне унифицированных форм, она должна утвердить такие формы в приложении к учетной политике организации.
3) методы оценки активов и обязательств (в случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться);
4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации.
6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета
Учетная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:
- изменениязаконодательства РФ или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;
- разработки организацией новых способов бухгалтерского учета применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;
- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и др . Они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Изменения в учетную политику при необходимости можно вводить в течении текущего года. После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа.
Основные допущения и требования, определяющие учетную политику.Допущения и требования предусмотрены ПБУ 1/2008.
Под допущениями понимаются условия деятельности организации, которые должны обязательно ею исполняться на весь период действия учетной политики.
а) допущение имущественной обособленности предприятия, т.е. в балансе организации отражаются имущество и обязательства, ей принадлежащие. Имущество и обязательства собственников организации (учредителей) и других предприятий учитываются обособленно;
б) допущение непрерывности деятельности организации свидетельствует о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
в) допущение последовательности применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому;
г) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Правильно разработанная учетная политика, учитывающая условия и возможности ведения хозяйственной деятельности, должна обеспечить следующие требования:
1. полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
2. большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
3. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);
рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).
2. Задачи бухгалтерской службы предприятия.Организация бухгалтерского учета – это комплекс мер по упорядочению учетной работы, осуществляемой бухгалтерским аппаратом и направленных на обеспечение контроля за финансовой деятельностью предприятия. Центральным элементом организации бухгалтерского учета выступает персонал предприятия и существующие между ними отношения по поводу построения системы бухгалтерского информационного обеспечения.
В соответствии с законодательно-нормативными актами предприятия самостоятельно устанавливают:
организационную форму бухгалтерского учета исходя из конкретных условий хозяйствования;
форму и методы бухгалтерского учета;
учетную политику;
технологию обработки учетной информации;
систему внутреннего учета и контроля.
Предприятия могут выделить на отдельный баланс входящие в его состав обслуживающие производства и хозяйства, а также филиалы и другие подразделения.
Бухгалтерский учет предприятий всех организационно-правовых форм собственности должен обеспечить реализацию следующих основных задач:
• формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах хозяйственной деятельности предприятия и его имущественном положении. Эта информация необходима для руководства и управления предприятием и для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, а также налоговыми, финансовыми и банковскими органами;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении предприятием хозяйственных операций, за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
• обеспечение контроля оплаты труда членов трудового коллектива предприятия и лиц, работающих на основе трудовых договоров;
• своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции и оказание услуг потребителям;
• точный учет финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, правильное исчисление и своевременное перечисление платежей в бюджет, своевременное выполнение обязательств предприятия по социальному и медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению, обязательств перед банком по полученным кредитам, перед участниками, поставщиками и подрядчиками, перед заказчиками, а также своевременное взимание дебиторской задолженности;
• получение необходимых данных для баланса и отчетности, своевременное их представление.
3. Требования, предъявляемые к организации бухгалтерского учета.Ведение в установленной форме бухгалтерского учета и составление отчетности предусмотрены действующим законодательством в качестве обязательной нормы для предприятий всех организационно-правовых форм и видом деятельности.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается предприятием на основе Плана счетов, утвержденного Министерством финансов РФ. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ — в рублях.
Документирование имущества, обязательств и иных фактом хозяйственной деятельности, ведение регистров и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке, первичные учетные документы, составленные на других языках, должны имен, построчный перевод на русский язык.