Организация учетной политики

Тема8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2. Задачи бухгалтерской службы предприятия

3. Требования к организации бухгалтерского учета

4. Руководитель предприятия - организатор бухгалтерской службы

5. Структура бухгалтерской службы предприятия

6. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера

Изучив тему, вы узнаете:

- что представляет собой учетная политика;

- какие задачи стоят перед бухгалтерской службой предприятия;

- какие требования предъявляются к организации бухгалтерского учета;

- кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии;

- кто отвечает за ведение бухгалтерского учета и осуществляет контроль за финансовой деятельностью предприятия;

- какие права и обязанности у главного бухгалтера предприятия.

1. Организация учетной политики. Нормативные документы предусматривают право организаций на основе определенных нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач. Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики организаций.

Одним из первых стандартов по ведению бухгалтерского учета является ПБУ 1/2008 Учетная политика организаций». Учетная политика- это документ, защищающий интересы организации в области применения ею правил ведения бухгалтерского учета.

Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота и инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий син­тетические.

2) формы первичных учетных документов.

В том случае, когда организация применяет формы документов для оформления операций, не указанных в перечне унифицированных форм, она должна утвердить такие формы в приложении к учетной политике организации.

3) методы оценки активов и обязательств (в случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться);

4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации.

6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

Учетная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

- изменениязаконодательства РФ или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;

- разработки организацией новых способов бухгалтерского учета применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;

- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и др . Они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Изменения в учетную политику при необходимости можно вводить в течении текущего года. После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа.

Основные допущения и требования, определяющие учетную политику.Допущения и требования предусмотрены ПБУ 1/2008.

Под допущениями понимаются условия деятельности организации, которые должны обязательно ею исполняться на весь период действия учетной политики.

а) допущение имущественной обособленности предприятия, т.е. в балансе организации отражаются имущество и обязательства, ей принадлежащие. Имущество и обязательства собственников организации (учредителей) и других предприятий учитываются обособленно;

б) допущение непрерывности деятельности организации сви­детельствует о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

в) допущение последовательности применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому;

г) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Правильно разработанная учетная политика, учитывающая условия и возможности ведения хозяйственной деятельности, должна обеспечить следующие требования:

1. полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

2. большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

3. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требо­вание приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);

рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

2. Задачи бухгалтерской службы предприятия.Организация бухгалтерского учета – это комплекс мер по упорядочению учетной работы, осуществляемой бухгалтерским аппаратом и направленных на обеспечение контроля за финансовой деятельностью предприятия. Центральным элементом организации бухгалтерского учета выступает персонал предприятия и существующие между ними отношения по поводу построения системы бухгалтерского информационного обеспечения.

В соответствии с законодательно-нормативными актами предприятия самостоятельно устанавливают:

организационную форму бухгалтерского учета исходя из конкретных условий хозяйствования;

форму и методы бухгалтерского учета;

учетную политику;

технологию обработки учетной информации;

систему внутреннего учета и контроля.

Предприятия могут выделить на отдельный баланс входящие в его состав обслуживающие производства и хозяйства, а также филиалы и другие подразделения.

Бухгалтерский учет предприятий всех организационно-правовых форм собственности должен обеспечить реализацию следующих основных задач:

• формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах хозяйственной деятельности предприятия и его имущественном положении. Эта информация необходима для руководства и управления предприятием и для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, а также налоговыми, финансовыми и банковскими органами;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении предприятием хозяйственных операций, за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

• обеспечение контроля оплаты труда членов трудового коллектива предприятия и лиц, работающих на основе трудовых договоров;

• своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции и оказание услуг потребителям;

• точный учет финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, правильное исчисление и своевременное перечисление платежей в бюджет, своевременное выполнение обязательств предприятия по социальному и медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению, обязательств перед банком по полученным кредитам, перед участниками, поставщиками и подрядчиками, перед заказчиками, а также своевременное взимание дебиторской задолженности;

• получение необходимых данных для баланса и отчетности, своевременное их представление.

 

 

3. Требования, предъявляемые к организации бухгалтерского учета.Ведение в установленной форме бухгалтерского учета и составление отчетности предусмотрены действующим законодательством в качестве обязательной нормы для предприятий всех организационно-правовых форм и видом деятельности.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается предприятием на основе Плана счетов, утвержденного Министерством финансов РФ. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ — в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактом хозяйственной деятельности, ведение регистров и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке, первичные учетные документы, составленные на других языках, должны имен, построчный перевод на русский язык.