II. Колесные пары.
1. Назначение и устройство колесных пар.
Колесная пара предназначена для направления и передвижения вагона по рельсовому пути. (I – буксовый узел)
Ось колесной пары состоит из (см. рисунок):
1. хвостовик с резьбой;
2. шейка оси колесной пары;
3. предподступичной части колесной пары;
4. подступичной части колесной пары, где напрессовано колесо;
Колесо состоит из: а) ступица; б) диск; в) обод; г) гребень; д) круг катания.
Расстояние между внутренними гранями колес должно быть: при скорости движения до 120 км/ч 1440±3 мм; при скорости движения от 120 км/ч до 140 км/ч 1440 (+3-1)мм.
2. Неисправности колесных пар.
Запрещается допускать в эксплуатацию колесные пары у которых имеется одна из следующих неисправностей:
Трещина в любой части оси или ступицы колесной пары;
Протертость оси колесной пары;
Касание электрода электросварки – меняется структура металла;
Ослабление ступицы – проворачивается колесо.
Неисправности, на которые имеются допуски:
Наименование и схематическое изображение неисправности | Характеристика неисправностей | Способ выявления | Нормы отбраковки (Допускается к эксплуатации) |
Выщербина (раковина) на круге катания колеса | Внешний осмотр, измерение абсолютным шаблоном, измерение специальным шаблоном. | длиной до 25 мм, глубиной до 10 мм. | |
Откол края обода | если оставшаяся часть ≥120мм | ||
Навар | смещение металла на круге катания – неправильная работа тормозов | высота < 0,5 мм | |
Кольцевые выработки (углубления) > допускаемых размеров | Износ от воздействия неметаллических тормозных колодок | глубиной < 1 мм у основания гребня колеса и < 2 мм на уклоне 1:7 или шириной < 15 мм. Нормы браковки кольцевых выработок на других участках поверхности катания такие же, как для выработок у основания гребня | |
Равномерный прокат более допускаемого | Изменение геометрии (формы) поверхности катания колеса в результате деформации и износа при взаимодействии колеса с рельсом, а также истирания от воздействия на колесо тормозных колодок (Естественный износ колеса по всему кругу катания) | Измерение абсолютным шаблоном | у вагонов, обращающихся со скоростью 120-160 км/ч, не > 5 мм, у колесных пар с приводом генератора не > 5 мм; с редуктором от торца не > 4 мм; у вагонов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч включительно, в поездах дальнего следования не > 7 мм; местного и пригородного сообщения - не > 8 мм |
Ползун на поверхности катания глубиной более допускаемой | Появление ползуна (плоского места на поверхности катания колеса) в результате скольжения (юза) колеса по рельсу в случае заклинивания колесных пар при неисправных тормозных приборах, неправильной регулировке рычажной передачи, недостаточно умелом управлении тормозами со стороны машиниста. Опасен ползун тем, что ударами о рельсы может поколоть их, отрицательно влияет на работу подшипников в буксе (могут рассыпаться), а так же на надбуксовую пружину (может лопнуть). | То же | не допускается глубиной > 1 мм для колесных пар с подшипниками качения (роликовыми), колесная пара с редукторно-карданным приводом не > 0,5 мм. Разрешается следование пассажирского поезда с вагонами на роликовых подшипниках до ближайшего ПТО при ползуне от 1 до 2 мм со скоростью не выше 100 км/ч; от 2 до 6 мм – со скоростью 13 км/ч; от 6 до 12 мм — со скоростью 10 км/ч; свыше 12 мм - со скоростью также 10 км/ч при условии исключения вращения колесной пары |
Для общего образования: