Электростатика.

Цель занятия: применение теоретических знаний для решения задач.

Подготовка: лекции №1-2. Касьянов В.А. Физика-10 § 54-61.

В-1

Задание на занятие:

1. Известно, что при трении янтаря о шёлк электроны переходят с шёлка на янтарь. Определить знак заряда янтаря. Сколько электронов перешло на янтарь, если его заряд q= ? (Заряд электрона )

2. Электрон влетел в электрическое поле напряженностью 43кВ/м. Найти ускорение, с которым он двигался.

3. Рассчитать напряжённость электрического поля заряда 4 нКл, находящегося в вакууме, на расстоянии 1 см от него. Изобразить на рисунке направление вектора напряженности.

4. Какой заряд должна иметь пылинка массой 0.1 мг, чтобы она «висела» в направленнов вверх электростатическом поле напряженностью 1кН/Кл?

5. Нарисуйте линии напряженности электрического поля ,образованного двумя точечными разноименными зарядами неодинаковой величины.

6. Найдите значение каждого из двух одинаковых зарядов, если в масле на расстоянии 10 см они взаимодействуют с силой 0,5 мН.

7. На нитях длиной 1 м, закрепленных в одной точке, подвешены 2 одиноковых шарика массой 4,3 г каждый. Если сообщить шарикам одинаковые одноименные заряды, то нити образуют угол в 30 . Найти заряд каждого шарика.

 

 

В-2

Задание на занятие:

1. Два отрицательно заряженных шарика взаимодействуют друг с другом с силами 2,34 мН. Найти число избыточных электронов на каждом шарике, если они находятся на расстоянии 22 см друг от друга. (Заряд электрона )

2. Рассчитайте силы взаимодействия одинаковых зарядов , расположенных на расстоянии 5 см в вакууме. Изобразить на рисунке направление сил.

3. На расстоянии 3 см от заряда в 14 нКл, находящегося в жидком диэлектрике, напряженность поля равна 28 кВ/м. Какова диэлектрическая проницаемость жидкости?

4. С каким ускорением движется протон в электрическом поле с напряженностью 40 клН/Кл?

5. Нарисуйте линии напряженности электрического поля ,образованного двумя точечными одноименными зарядами неодинаковой величины.

6. С какой силой отталкиваются заряды 1 нКл и 3 нКл, помещённые в воду на расстоянии 20 см друг от друга. Диэлектрическая проницаемость воды .

7. Заряды +q и –q расположены в точках А и В соответственно.Заряд q/2 помещают сначала в точку С, а затем в точку D. Сравнить силы (по модулю), действующие на этот заряд, если расстояние между точками одинаково.

D
В
А
С

 

Содержание отчёта:

1. Записать наименование и цель занятия.

2. Ответить на контрольные вопросы и получить допуск к работе.

3. Выполнить задания.

Контрольные вопросы:

1. Что является источником электрического поля?

2. Виды электризации тел.

3. По какой формуле можно рассчитать силу взаимодействия зарядов?

4. Дайте определение напряжённости электрического поля. В каких единицах измеряют напряженность? Изобразите на рисунке направление вектора напряжённости электрического поля для положительного и для отрицательного заряда.

5. Диэлектрики. Виды диэлектриков. Что такое силовые линии эл. поля?

6. Как взаимодействуют одноимённые и разноимённые заряды?

7. Сформулируйте закон сохранения заряда.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Электростатика– наука о неподвижных и связанных с ними неизменяющихся электрических полях.

Электрический заряд - физическая величина определяющая электромагнитное взаимодействие.

Электроскоп– прибор для обнаружения заряда.

Электрометр– прибор для выявления и измерения электрических зарядов.