Динамика механического движения.
Цель занятия: научиться применять законы Ньютона для решения задач.
Подготовка: лекции № 7–9. Касьянов В.А. Физика. 10 класс. § 14 – 21.
В-1
Задание на занятие:
1. На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится? Изобразите силы графически.
2. а) Нарисуйте результирующую силу:
б) Тело массой 400 г соскальзывает с наклонной плоскости длиной 80 см, имея начальную скорость 2 м/с. Определить, какую скорость имело тело в конце наклонной плоскости, если равнодействующая всех сил, действующих на тело равна 1,25 Н.
3. Шар массой 1 кг сталкивается с шаром неизвестной массы. Полученные ими ускорения равны 0,2 и 0,4 м/с2 соответственно. Определите значение силы их взаимодействия и массу второго шара. Трением пренебречь.
4. С какой силой притягиваются два вагона массой по 80 т каждый, если расстояние между ними 1 км?
5. На сколько удлинится рыболовная леска жесткостью 0.68 кН/м при поднятии вертикально вверх рыбы массой 250 г?
6. Масса человека 70 кг. Определите его вес и силу тяжести, действующую на него в кабине лифта: а) перед началом подъема; б) при торможении с ускорением 2 .
7. Брусок массой 4 кг лежит на столе, коэффициент трения равен 0.25. Какая сила трения действует на брусок, если его тянут в горизонтальном направлении с силой: а) 5 Н; б) 8 Н?
8. К концам шнура, перекинутого через блок, подвешены грузы с массами 100 г и 150 г. Найдите ускорения грузов, силу натяжения шнура и показания динамометра, на котором висит блок.
В-2
Задание на занятие:
1. Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Действие каких сил компенсируется? Сделайте чертеж.
2. а) Нарисуйте компенсирующую силу:
б) Покоящаяся хоккейная шайба массой 250 г после удара клюшкой, длящегося 0.02 с, скользит по льду со скоростью 30м/с. Определите среднюю силу удара.
3. Шар массой 1 кг сталкивается с шаром массы 2 кг, при этом второй шар получил ускорение равное 0,2 м/с2. Определите значение силы их взаимодействия и ускорение первого шара. Трением пренебречь.
4. Определите силу тяготения между Землей и Солнцем, если массы их 6 кг и 2 кг соответственно и расстояние между ними 1.5 м.
5. Жесткость резинового жгута 140 Н/м. Какова жесткость половины этого жгута? Ответ обоснуйте.
6. Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 18 . Найдите вес летчика-космонавта массой 70 кг в кабине при старте ракеты.
7. Брусок массой 4 кг лежит на столе, коэффициент трения равен 0.25. Какая сила трения действует на брусок, если его тянут в горизонтальном направлении с силой: а) 4 Н; б) 9.8 Н?
8. Тело соскальзывает с наклонной плоскости без начальной скорости. Угол наклона плоскости к горизонту равен 30º, длина наклонной плоскости 2 м, коэффициент трения тела о плоскость 0,3. С каким ускорением движется тело? Сколько времени длится соскальзывание?
Содержание отчёта:
1. Записать наименование и цель занятия.
2. Ответить на контрольные вопросы и получить допуск к работе.
3. Выполнить задания.
Контрольные вопросы:
1) Сформулировать законы Ньютона.
2) Записать формулы для вычисления
a) силы Всемирного тяготения;
b) силы тяжести;
c) силы упругости;
d) силы трения.
3)Какие вы знаете виды силы упругости; виды силы трения?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Динамика- раздел механики, в котором исследуется влияние взаимодействия тел на их механическое движение.
Основная задача динамики - определить положение тела в любой момент времени по известным начальным условиям и силам, действующим на тело.
Сила - векторная физическая величина, мера воздействия на тело со стороны других тел или полей.
Законы Ньютона: