БИОЛОГИЯ

Аттестация в старшей школе

Содержание аттестационной работы по биологии за курс старшей школы должен соответствовать государственным требованиям к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, предусмотренных учебными программами для профильного обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений: уровень стандарта, академический уровень, профильный уровень.

Аттестационные работы для учащихся, которые изучали учебный предмет на уровне стандарта или академическом, составляются по той же схеме, что и для основной школы. В содержание должны быть включены следующие разделы: «Молекулярный уровень организации живых организмов», «Клеточный уровень живых организмов», «Неклеточные организмы», «Генетика. Закономерности наследственности и изменчивости», «Индивидуальное развитие организмов», «Надорганизменный уровень организации жизни», «Основы эволюционного учения».

Пример экзаменационного билета:

Экзаменационный билет №1

1. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК и РНК.

2. Оплодотворение у разных групп организмов.

3. Решение задачи на дигибридное скрещивание.

 

Аттестационная работа для учащихся профильного уровня обучения должна содержать задания повышенного уровня сложности. Пример экзаменационного билета:

Экзаменационный билет №1

1. Системная организация живой природы: понятие «жизнь», уровни организации живой материи, признаки и свойства живого.

2. Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер: причины и значение.

3. Построение вариационного ряда и вариационной кривой на примере семян фасоли.

При оформлении задач по молекулярной биологии и генетике следует обратить внимание на такие требования в отношении записи:

- «дано» в условии задачи в виде общепринятых обозначений;

- ход решения со всеми последовательными действиями и графическими пояснениями;

- полный ответ в конце решения задачи.

Вопросы с открытым ответом требуют полного, логичного, развернутого ответа с определением сущности предложенных в задании биологических явлений, формулировки биологических законов, анализом явлений и процессов, приведением иллюстраций в виде графиков, таблиц или схем и обоснованием выводов.

ХИМИЯ

Государственная итоговая аттестация по химии в 11 классе проводится по сборнику «Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по химии. 11 класс» (авт. Дубовик О. А. – М.: Центр учебно-методической литературы, 2014).

Сборник содержит 20 вариантов аттестационных работ. Учебные заведения определяют не менее десяти вариантов для каждого класса. Если количество учеников меньше десяти, каждый из них получает отдельный вариант.

Каждый вариант состоит из четырех частей, отличающихся по уровню сложности. Каждая часть включает задания разной формы, которые охватывают различные разделы учебных программ соответствующего уровня содержания (уровня стандарта, академического или профильного). Среди них: задания в тестовой форме (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности), задания открытой формы (например, задания на воспроизведение генетической связи между классами неорганических и органических соединений, на составления уравнений окислительно-восстановительных реакций и электронных балансов к ним, реакций ионного обмена в молекулярной и ионной форме); задачи разных типов, которые предусматривают развернутую запись решения задачи с обоснованием каждого этапа (предлагаются типы задач, которые предусмотрены учебными программами по химии для общеобразовательных учебных заведений).

В зависимости от того, на каком уровне обучения ученики изучали химию, они выполняют задания различных частей соответствующего время:

 

Уровень обучения Части аттестационной работы Время выполнения
Уровень стандарта Первая, вторая 90 минут
Академический уровень Первая, вторая 90 минут
Профильный уровень Первая, третья, четвертая 120 минут

Во время работы ученикам не разрешается пользоваться дополнительной литературой (таблицами, пособиями и т.д.), кроме справочных материалов, размещенных в сборнике. Для проведения вычислений ученики могут пользоваться калькулятором.

 

ФИЗИКА

Государственная итоговая аттестация по физикев 11 классе проводится письменно по пособию «Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по физике. 11 класс» (авторы: Непорожня Л.В. и др. − К.: Центр учебно-методической литературы, 2014).

Сборник содержит 36 вариантов аттестационных работ. В каждом варианте сборника содержатся задания четырех уровней сложности.

Каждый из вариантов состоит из девяти тестовых задач начального уровня, пяти тестовых задач среднего уровня, четырех задач достаточного уровня и двух задач высокого уровня. Для удобства пользования сборником номера задач состоят из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра означает номер уровня: 1 − начальный, 2 − средний, 3 − достаточный, 4 − высокий. Вторая цифра после точки означает номер задания в соответствующем уровне.

Варианты заданий для различных профилей формируются так:

- для учащихся, изучавших физику по программе уровня стандарта, вариант состоит из 8 тестовых заданий первого уровня (задача 1.1-1.8), 4 тестовых заданий второго уровня (2.1-2.4) и 3 заданий (3.1-3.3) третьего уровня, которые и есть для этого уровня заданиями достаточного и высокого уровней;

- для учащихся, изучавших физику по программе академического уровня, вариант состоит из 8 тестовых заданий первого уровня (задача 1.1-1.8), 4 тестовых заданий второго уровня (2.1-2.4), 3 заданий третьего уровня (3.1-3.3) и одного задания высокого уровня (4.1);

- для учащихся, изучавших физику по программе профильного уровня, вариант состоит из 9 тестовых заданий первого уровня (задача 1.1-1.9*), 5 тестовых заданий второго уровня (2.1-2.5*), 4 заданий третьего уровня (3.1-3.4*) и 1 задания четвертого уровня (4.2*).

Учебные заведения определяют не менее десяти вариантов для каждого класса. Если количество учеников меньше десяти, каждый из них получает отдельный вариант.

Соответствие количества набранных учеником баллов оценке по 5-балльной шкале оценивания приведено в таблицах.

Таблица 1

Соответствие между количеством набранных баллов и отметкой для учеников, которые изучали физику по программе уровня стандарта

Количество набранных баллов 0-2 3-8 9-16 17-22 23-25
Оценка по 5-балльной шкале оценивания

 

На выполнение письменной аттестационной работы для учащихся, изучавших физику по программе уровня стандарта, отводится 90 минут.

 

Таблица 2

Соответствие между количеством набранных баллов и оценкой для учеников, которые изучали физику по программе академического уровня

Количество набранных баллов 0-2 3-8 9-17 18-25 26-29
Отметка по 5-балльной шкале оценивания

 

На выполнение письменной аттестационной работы для учащихся, изучавших физику по программе академического уровня, отводится 90 минут.

Таблица 3

Соответствие между количеством набранных баллов и оценкой для учеников, которые изучали физику по программе профильного уровня

Количество набранных баллов 0-2 3-9 10-20 21-29 30-36
Оценка по 5-балльной шкале оценивания

 

На выполнение письменной аттестационной работы для учащихся, изучавших физику по программе профильного уровня, отводится 120 минут.

Во время выполнения письменной работы ученики не могут пользоваться дополнительной литературой (пособиями, таблицами и т.п.), так как все необходимые для решения справочные данные приведены в пособии и, по необходимости, могут предоставляться учителем. При решении задач разрешается использовать калькулятор.