Для школ и классов с русским языком обучения

Оценка Содержание выполненной работы Грамотность Орфография и пунктуация Грамотность Лексическая, грамматическая, стилистическая
«5» Ученик самостоятельно строит последовательный, полный текст, учитывает коммуникативное задание, выражает свое мнение, сопоставляет его с мнением автора или одноклассников, определенным образом аргументирует разные взгляды на проблему. Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану или без него). Работа отличается богатством словарного запаса, точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической правильностью и разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике). Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. По одному из критериев может быть допущен недочет. 1 + 1 негрубая
«4» Ученик самостоятельно строит последовательный, полный, логично изложенный текст, учитывает коммуникативное задание, выражает основную мысль, подбирает лексические средства, использует авторские средства выразительности, образности речи. Содержание работы в основном соответствует теме, достоверно, однако допускается наличие отдельных недостатков (до четырех), например: отклонение от темы, нарушения в последовательности изложения материала, основная мысль не аргументируется и т.п. 2 –6 4 – 7
«3» По объему высказывания приближается к норме, в целом является завершенным; тема в значительной мере раскрыта, но случаются недостатки по ряду показателей (до семи), например: характеризуется неполнотой и поверхностностью в раскрытии темы; нарушением последовательности изложения; не учитывается основная и второстепенная информация; подбор слов не всегда удачен, не использована авторская лексика). 7 – 12 8 – 9
«2» Ученик строит лишь отдельные фрагменты высказывания, по объему работа составляет меньше половины от нормы; лексика и грамматический строй обедненные, характеризуются однообразием. 13– 16 10 – 11
«1» Ученик строит лишь отдельные, не связанные между собой предложения; лексика высказывания очень бедная. 17 и больше 11 и больше

При выведении единой оценки за письменную аттестационную работу к баллам, полученным за содержание, прибавляются баллы за языковое оформление, затем сумма делится на два. При этом если частное не является целым числом, то его округляют (в соответствии с законами математики). Например, запись после проверки работы будет иметь такой вид:

З – 0;

МО – 5; 7 5/3 «4»

или

З – 4;

МО – 1; 1 4/5 «5»

Такая запись обозначает следующее:

1 пример. В работе нет ошибок в содержании (зміст – З – 5 баллов), обнаружены 5 орфографических и/или пунктуационных ошибок (суммарно), а также (суммарно) семь лексических и/или грамматических, и/или стилистических (мовне оформлення – МО – 3 балла). Сумму набранных баллов делим на два (5 + 3): 2 = 4; получаем общую оценку за работу «4»;

2 пример. В работе обнаружены 4 ошибки в содержании (зміст – З – 4 балла), 1 орфографическую или пунктуационную ошибку, а также 1 лексическую или грамматическую, или стилистическую ошибку (мовне оформлення – МО – 5 баллов). Сумму набранных баллов делим на два (4 + 5): 2 = 4,5, т.к. частное не является целым числом, то округляем его в сторону большего (5); получаем общую оценку за работу «5».

Оценивая изложение, учитель должен учитывать характер ошибок, в частности негрубые, повторяющиеся, однотипные (Збірник переказів для державної підсумкової атестації з української мови: 11-й кл. / уклад. О.М. Авраменко, В.Ф. Чукіна – К.: Центр навч. -метод. л-ри, 2014. – C. 9 – 10).

При подготовке к государственной итоговой аттестации по украинскому языку в 11 классе рекомендуем при выборе текста изложения обратить внимание на такие тексты из названного выше сборника: №2, №3, №7, №10, №14, №15, №18, №20, №22, №25, №26, №28, №29, №30, №33, №34, №35, №36, №37, №38, №41, №43, №45, №48, №49.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ЛИТЕРАТУРА»

(РУССКАЯ, МИРОВАЯ)

Государственная итоговая аттестация в 11 классе по интегрированному курсу "Литература" (русская и мировая) как профильному предмету (для профильных классов) или предмету, выбранному общеобразовательным учреждением (для универсальных классов), или предмету, который выбрал выпускник,проходит в форме сочинения или выполнения разноуровневых тестовых заданий.

Объем сочинений должен быть примерно 3-3,5 страницы, для профильных классов – 4-4,5.

Работая над сочинениями, школьники применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения.

Тестовые задания для проведения ГИА по интегрированному курсу "Литература" (русская и мировая) должны соответствовать требованиям действующих учебных программ. Рекомендуем разработать не менее 10 вариантов таких заданий различной формы и сложности: задания закрытой формы (на выбор одного правильного ответа из четырех предложенных; на выбор двух правильных ответов из 5 (6) предложенных т.д.; на установление правильной последовательности изложения событий в художественном произведении, расположение частей (глав) литературного произведения; создание произведения, жизнь писателей, существование литературных и культурных эпох, стилей, направлений; на установление соответствия (предлагается установить соответствие элементов двух списков); задания открытой формы (дополнение ответа одним или несколькими словами, предоставление ответа на вопрос развернутым или кратким собственным высказыванием). Написание сжатого сочинения-размышления на предложенную тему (как задания открытой формы) должно стать важной составляющей государственной итоговой аттестации по литературе.

На выполнение разноуровневого тестового задания отводится 2 астрономических часа (90 минут) (время на вступительную беседу и инструктаж учащихся не учитывается).

Оценивание осуществляется по пятибалльной шкале. Например, 8 заданий закрытой формы: 2 задания на выбор одного правильного ответа, 2 задания на выбор двух правильных ответов из 5 (6) предложенных, 2 задания на установление правильной последовательности изложения событий в художественном произведении, расположение частей (глав) литературного произведения;2 задания на установление соответствия… – по 1 баллу = 8 баллов; 1 задание открытой формы – 12 баллов; всего 20 баллов.

Таблица перевода баллов в итоговую оценку:

20-18 – «5»

17-15 – «4»

14-11 – «3»

10-8 – «2»

Меньше 8 – «1»

Во время итоговой аттестации по литературе учащимся разрешается пользоваться текстами художественных произведений и сборниками лирики.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

1.   Литература (интегрированный курс) для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке Для подготовки к письменной работе Тестовый контроль знаний. Русский язык и литература: учеб. пособ. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обуч. на рус. яз. / Л.В. Мельникова, Т.Н. Путий, Е.М. Филиппская, Г.Н. Король – К.: Литера ЛТД, 2011. — 96 с.
2. Литература (интегрированный курс) для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке Для подготовки к письменной работе Лабораторные работы. Русский язык. 11 класс / Бережная И.В., Симонова И.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В.. Донецк, 2012. – 152 с.  
3. Литература (интегрированный курс) для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке Письменная работа «Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по интегрированному курсу «Литература» (русская и мировая). 11 класс» (авт. Симакова Л.А.,Снегирёва В.В.)

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Государственная итоговая аттестация в 11 классе по курсу "Мировая литература" (русская и мировая) как профильному предмету (для профильных классов) или предмету, выбранному общеобразовательным учреждением (для универсальных классов), или предмету, который выбрал выпускник, проходит письменно в форме тестирования.

На выполнение задания отводится 90 минут (время на вступительную беседу и инструктаж учащихся не учитывается).

Для проведения ГИА готовят не менее 10 вариантов с заданиями различной формы, которые должны охватывать учебный материал 10 и 11 классов. Если количество учеников меньше 10, то каждый (каждая) из них получает отдельный вариант.

В зависимости от того, по какому уровню (стандарт, академический, профильный) ученики изучали мировую литературу в школе, они выполняют разный комплект заданий. Количество заданий для уровня стандарта и академического (профильного) должна отличаться и быть разных форм: выбор одного правильного ответа из четырех предложенных; установление соответствия; написания сжатого сочинения-рассуждения/размышления на предложенную тему.

Количество заданий в одном варианте определяется учителем по своему усмотрению.

Выполнение задания открытой формы в виде сочинения-размышления оценивается в соответствии с такими параметрами: полнота раскрытия темы; ссылки на литературные тексты, умение их анализировать и интерпретировать; логическая последовательность изложения мыслей (наличие тезиса, аргументов, заключения); стройная построение (наличие введения, основной части, заключения); структурная целостность, убедительность приведенных аргументов в основной части произведения, точность, ясность мысли; образное мышление. Задания открытой формы ученик должен выполнить на отдельном листе, выданном учителем.

Правильное выполнение заданий каждого варианта оценивается по пятибалльной шкале.

Во время итоговой аттестации по литературе учащимся разрешается пользоваться текстами художественных произведений и сборниками лирики.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Мировая литература Письменная работа «Збірник завдань для державної підсумкової атестації зі світової літератури. 11 клас» (авт. Таранік-Ткачук К. В., Фоміна С. П.)
2.   Мировая литература Для подготовки к письменной работе Програми самореалізації особистості (збірник комплексних завдань для класів гуманітарного, естетичного та філологічного профілів). Світова література. 10 клас / Соколова Т.Є., Коваленко В.Г., Касумова О.В. / Заг. ред. Мельникової Л.В. – Донецьк, 2011. — 140 с.
3. Мировая литература Для подготовки к письменной работе Програми самореалізації особистості (збірник комплексних завдань для класів гуманітарного, естетичного та філологічного профілів). Світова література. 11 клас / Андрієнко О.В., Гарна С.Ю., Соколова Т.Є. / Заг. ред. Мельникової Л.В. – Донецьк, 2011. — 230 с.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Государственная итоговая аттестация за курс старшей школы по украинской литературе может быть проведена в качестве предмета по выбору или одного из обязательных для учащихся профильных (филологических) классов.

Цель проведения государственной итоговой аттестации по украинской литературе – проверить сформированность у учащихся базовых знаний в соответствии с действующими программами (стандарта, академического уровня обучения и профильного уровня), представление о месте литературы в национальном и мировом культурном контекстах, умение выразить свои мысли о художественном произведении, системе образов, характерах персонажей, умение проводить целостный анализ и создавать собственные интерпретации художественных произведений, анализировать разные по жанрам и стилям произведения, умение аргументировано доказывать собственное мнение, отражая широкое понимание программного литературного материала.

Для учащихся классов филологического профиля

Государственную итоговую аттестацию по украинской литературе в 11-ом классе филологического профиля за курс полного общего среднего образования рекомендуем проводить в 2014/2015 у.г. в форме тестирования. Его цель – проверить соответствие знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных учебных заведений программным требованиям и оценить уровень учебных достижений учащихся за курс средней школы. Тестирование является быстрым, надёжным и объективным методом оценивания.

Тестовые задания предназначаются для комплексной проверки знаний по украинской литературе и должны быть построены так, чтобы ученики смогли продемонстрировать понимание художественного произведения, умение анализировать и интерпретировать его, осознавать его родовую и жанровую специфику, стилевое своеобразие, богатство его идейно-художественного содержания и особенности поэтики.

Продолжительность выполнения теста – 90 минут (время на вступительную беседу и инструктаж не учитывается).

Каждый тест состоит из 33 заданий разной формы.

Задания 1–24 с выбором одного правильного ответа содержат четыре или пять вариантов ответов, из которых только один правильный. Учащиеся должны выбрать правильный, по их мнению, ответ и обозначить его в таблице.

Задания 22–24 с выбором одного правильного ответа составлены по программе для профильного обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, поэтому их могут выполнять во время ГИА только учащиеся классов филологического профиля.

В заданиях 25–28 выпускники должны установить соответствие между левой и правой колонками и вписать буквы в таблицу.

Четыре задания открытой формы с коротким ответом (зад. 29–32) предусматривают вписывание ответа в виде слова, словосочетания или предложения.

Тридцать два задания теста проверяют знания содержания изученных текстов, умение их анализировать, выявлять особенности содержания и формы, сравнивать определённое литературное произведение с произведениями других писателей данного периода.

Задание 33 предусматривает написание развёрнутого ответа на предложеный вопрос. Учащиеся должны дать исчерпывающий ответ, сформулировать и прокомментировать проблему, затронутую в художественном произведении, объяснить позицию автора, указать, соглашаются ли они с последней, аргументировать свои мысли. Объём ответа – от 100 до 200 слов.

Ознакомиться со схемой оценивания заданий теста можно на страницах пособия: «Збірник завдань для державної підсумкової атестації з української літератури. 11 клас» (авт. Коваленко Л.Т., Михайлова Н.В. – К.: Центр навчально-методичної літератури, 2014, с. 3 – 4), перейдя по ссылке http://osvita.ua/doc/files/news/399/39952/ukr-lit-kovalenko-e.pdf.

 

Таблица перевода тестовых баллов