Образец
Текст
(1) Владеете ли вы русским языком?
(2) Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. (3) Всё зависит от того, что понимать под «владением» языком.
(4) Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5) Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. (6) Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7) Например, А.С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.
(8) Дело даже не в этом. (9) Владеть языком — значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём; уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить; уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10) Всё это не так просто.
(А.А. Леонтьева)
1. Озаглавьте текст. Определите тему и идею.2. Каков стиль текста – научный или научно-популярный? Обоснуйте свой выбор. 3. Составьте план текста. Какова композиционная роль 1-го предложения?4. Определите средства связи между двумя последними предложениями текста. 5. Найдите пример иронии в тексте.6. Дайте морфологическую характеристику слова что в 3-м и 4-м предложениях.7. Выпишите частицы из 1-го и 8-го предложений.8. Выпишите из 9-го предложения примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи, назовите виды связи. 9. Объясните пунктуацию в 6-м предложении.10. Объясните правописание слов сказанное и сказано (9 предложение).Оценивание осуществляется по пятибалльной системе. Учителю необходимо разработать шкалу перевода баллов в оценку (от «1» до «5»). Например, 10 заданий по 0,5 б. = 5. За наличие грамматических ошибок оценка снижается на 1 балл.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Письменная работа (изложение) | «Сборник изложений для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 11 класс» (сост. Мельникова Л.В., Король Г.Н., Путий Т.Н.) | |
2. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Письменная работа (задания) | «Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 11 класс» (авт. Быкова Е. И., Кошкина Ж. А.) | |
3. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Для подготовки к письменной работе | Тестовый контроль знаний. Русский язык и литература: учеб. пособ. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обуч. на рус. яз. / Л.В. Мельникова, И.Н. Данилова, Т.Н. Путий, Г.Н. Король – К.: Литера ЛТД, 2011. — 96 с. | |
4. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Для подготовки к письменной работе | Тестовый контроль знаний. Русский язык и литература: учеб. пособ. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обуч. на рус. яз. / Л.В. Мельникова, Т.Н. Путий, Е.М.Филиппская, Г.Н. Король – К.: Литера ЛТД, 2011. — 96 с. | |
5. | Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке | Для подготовки к письменной работе | Лабораторные работы. Русский язык. 11 класс / Бережная И.В., Симонова И.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В.. Донецк, 2012. – 152 с. |
Материалы по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку, литературе (русской, мировой), мировой литературе будут размещаться на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого ИППО http://kabruss.blogspot.com/