Тема 7. ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ БУМАГИ. НАКЛЕИВАНИЕ БУМАГИ И КАРТОНА. АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ
План изучения темы:
7.1 Наклеивание как технологическая операция.
7.2 Разновидности клея для бумаги и картона. Правила работы с клеем.
7.3 Приемы выполнения работ по склеиванию бумаги, картона.
7.4 Аппликация из бумаги как художественная техника. Цветовое и композиционное решение в аппликационных работах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение операции «наклеивание».
2. Какие разновидности клея бывают? Назовите достоинства и недостатки различных клеев. Какой клей используется младшими школьниками для склеивания деталей из бумаги и картона? Как приготовить клей для бумаги из крахмала или муки? Перечислите основные инструменты и приспособления для работы с клеем. Назовите правила аккуратной и безопасной работы с клеем [6].
3. Охарактеризуйте приемы выполнения работ по склеиванию: намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами; высушивание склеенных изделий. Что такое «коробление»? Каковы причины появления морщин на поверхности бумажных изделий при склеивании [8]? Опишите приемы оклеивания картона цветной бумагой [1].
4. Что такое «аппликация»? Какие требования предъявляются к аппликации? Как рационально организовать рабочее место при выполнении аппликационных работ? В какой последовательности изготавливается аппликация [2]?
5. Охарактеризуйте основные операции при изготовлении аппликаций (разметка, резание, обрывание, сгибание, склеивание); а также частные способы обработки бумаги (разрывание и сминание).
6. Что такое «композиция»? В каких значениях может употребляться этот термин? Дайте определения таким выразительным средствам композиции, как симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, ритм, пропорции, колорит. Какими способами можно передать перспективу в изображении [4, 5, 9]?
7. Охарактеризуйте составляющие композиционного решения при изготовлении аппликации (форма, размер фигур, симметрия, ритм). Что значит «правильно закомпоновать аппликацию»? Какие композиционные навыки отрабатываются в 1 классе при изготовлении сюжетной аппликации [2, 7]?
8. Какие элементарные представления о выразительности цвета формируются в 1 классе? Как эти представления развиваются в последующих классах [7]? Охарактеризуйте составляющие цветового решения при изготовлении аппликации (ритм, выразительность, декоративность). Как подобрать цвета для аппликации [1]?
При ответе используйте материалы задания 2.
Задания:
1. Подберите виды работ для младших школьников с нетрадиционным использованием клея ПВА [10].
2. Подготовьте письменное сообщение «Структура цветового круга. Правила сочетания цветов» [3, 5, 6].
3. Акварельными красками выполните цветную схему «Сочетание двух и трех цветов в круге из двенадцати цветов» [1]. Выпишите цвета по группам: основные, составные, теплые, холодные, хроматические, ахроматические.
4. Творческое задание. Изготовьте объёмную маску из бумаги и картона. Подготовьте письменное сообщение «Из истории маски».