Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
Тема 1. РАЗДЕЛ «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ» КАК ПРОГРАММНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
План изучения темы:
1.1 Значение работы с бумагой и картоном в трудовой подготовке учащихся младших классов.
1.2 Место работы с бумагой и картоном в содержании учебной программы по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов для учреждений, обеспечивающих получение общего образования с русским и белорусским языками обучения.
1.3 Комплекс программных знаний и умений, приобретаемых младшими школьниками при работе с бумагой и картоном.
1.4 Инструменты для работы с бумагой и картоном в начальных классах. Организация рабочего места.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каково значение работы с бумагой и картоном в трудовой подготовке учащихся 1-4 классов [1]?
2. Какое место в содержании учебной программы по трудовому обучению учащихся 1-4 классов занимает работа с бумагой и картоном? Изучите содержательные разделы программы, темы уроков, предлагаемые изделия в каждом классе [13].
При ответе используйте данные таблицы 1.
3. Проанализируйте усложнение программных знаний и умений, приобретаемых младшими школьниками при работе с бумагой и картоном в каждом классе [13].
4. Какие инструменты и приспособления используются для работы с бумагой и картоном в начальных классах? В рамках какого содержательного раздела программы по трудовому обучению происходит знакомство с инструментами? Как знакомство с инструментами и правилами безопасной работы с ними отражено в учебниках для 1-4 классов [3, 8, 9, 10]? Перечислите правила техники безопасности при работе с ними [7, 14].
5. Перечислите правила организации рабочего места при работе с бумагой и картоном. Где на парте должны лежать материалы, инструменты, учебник?
Ссылаясь на страницы учебников для 1-4 классов опишите методику обучения младших школьников рациональной организации рабочего места [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12].
Задания:
1. На основе анализа содержания учебной программы по трудовому обучению, учебников и календарно-тематического планирования для 1-4 классов заполните таблицу 1 «Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах»:
Таблица 1
Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
Содержательный раздел трудового обучения | Класс | Кол-во часов | Темы уроков | Учебные задания (изделия) |
1. Общая технология | - | - | - | - |
2. Технология обработки материалов 2.1 Изготовление изделий из бумаги и картона | ||||
3. Технология народных ремесел 3.1 Вытинанка | ||||
4. Технология хозяйствования 4.1 Книги в вашем доме 4.2 Подготовка к празднику | ||||
Существует ли связь между содержательным разделом «Общая технология» и работой с бумагой и картоном? Какой содержательный раздел трудового обучения не представлен в таблице 1?
2. Подберите загадки и короткие стихотворения про инструменты, необходимые для работы с бумагой и картоном. На каком этапе урока можно использовать этот материал [11, 12]?
3. Разработайте фрагмент урока, раскрывающий методику проведения инструктажа по технике безопасности при работе с инструментами для обработки бумаги и картона. Предложите несколько вариантов сообщения и проверки знания правил техники безопасности.
4. Разработайте вводный урок в 1-4 классе (на выбор). Знакомство с какими инструментами следует организовать на уроке? Опишите лишь инструменты для работы с бумагой и картоном. Предложите различные варианты знакомства (повторения) с инструментами на уроках трудового обучения [4, 5, 12, 14].