Анализ внутренней среды (микросреда)
№ | Фактор | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. | Производство | ||
2. | Кадры | ||
3. | Логистика | ||
4. | Маркетинг | ||
5. | Организация (менеджмент) | ||
6. | Финансы |
Аспекты среды могут быть дополнены, либо конкретизированы, исходя из желания автора, имеющейся информации, либо особенностей исследуемого предприятия. Финансовый аспект исследуется при помощи анализа баланса предприятий (форма 1), а также отчета о прибылях и убытках (форма 2).
Итогом изучения и описания среды предприятия является SWOT-анализ, матрица которого приведена в табл. 5.
Работа с матрицей SWOT состоит из следующих этапов:
1) заполнение блоков «Сильные стороны» и «Слабые стороны». Эти блоки берутся из соответствующих столбцов таблицы 4. Необходимо выбрать по 6-7 наиболее значимых с точки зрения студента «сильных» и «слабых сторон»;
2) заполнение блоков «Возможности» и «Угрозы». Эти блоки берутся из соответствующих столбцов таблиц 2 и 3. Необходимо выбрать по 6-7 наиболее значимых с точки зрения студента «возможностей» и «угроз».
3) составление пар высказываний:
ü в поле I – сильная сторона + однако + угроза;
ü в поле II – сильная сторона + кроме того + возможность;
ü в поле III – слабая сторона + но + возможность;
ü в поле IV – слабая сторона + к тому же + угроза;
4) имеющие логический смысл, образовавшиеся словосочетания вписываются в соответствующее поле матрицы SWOT-анализа;
5) на основе материала п. 4 обобщить стратегическую ситуацию и сформулировать долгосрочную линию поведения (стратегия) предприятия (2-4 предложения).
Таблица 5
Методика SWOT-анализа
2. Возможности: 1) 2) 3) … | 1. Угрозы: 1) 2) 3) … | |
3. Сильные стороны: 1) 2) 3) … | II Кроме того | I Однако |
4. Слабые стороны: 1) 2) 3) … | III Но | IV К тому же |
I – «Сила и угрозы» - стратегия использования сильных сторон организации для устранения угроз на рынке.
II – «Сила и возможности» - стратегия использования сильных сторон организации для реализации возможностей на рынке.
III – «Слабости и возможности» стратегия минимизации слабых сторон организации в целях использования возможностей.
IV – «Слабости и угрозы» - стратегия минимизации слабых сторон организации и угроз, появляющихся на рынке.