Анализ внутренней среды (микросреда)

Фактор Сильные стороны Слабые стороны
1. Производство    
2. Кадры    
3. Логистика    
4. Маркетинг    
5. Организация (менеджмент)    
6. Финансы    

 

Аспекты среды могут быть дополнены, либо конкретизированы, исходя из желания автора, имеющейся информации, либо особенностей исследуемого предприятия. Финансовый аспект исследуется при помощи анализа баланса предприятий (форма 1), а также отчета о прибылях и убытках (форма 2).

Итогом изучения и описания среды предприятия является SWOT-анализ, матрица которого приведена в табл. 5.

Работа с матрицей SWOT состоит из следующих этапов:

1) заполнение блоков «Сильные стороны» и «Слабые стороны». Эти блоки берутся из соответствующих столбцов таблицы 4. Необходимо выбрать по 6-7 наиболее значимых с точки зрения студента «сильных» и «слабых сторон»;

2) заполнение блоков «Возможности» и «Угрозы». Эти блоки берутся из соответствующих столбцов таблиц 2 и 3. Необходимо выбрать по 6-7 наиболее значимых с точки зрения студента «возможностей» и «угроз».

3) составление пар высказываний:

ü в поле I – сильная сторона + однако + угроза;

ü в поле II – сильная сторона + кроме того + возможность;

ü в поле III – слабая сторона + но + возможность;

ü в поле IV – слабая сторона + к тому же + угроза;

4) имеющие логический смысл, образовавшиеся словосочетания вписываются в соответствующее поле матрицы SWOT-анализа;

5) на основе материала п. 4 обобщить стратегическую ситуацию и сформулировать долгосрочную линию поведения (стратегия) предприятия (2-4 предложения).


Таблица 5

Методика SWOT-анализа

  2. Возможности: 1) 2) 3) … 1. Угрозы: 1) 2) 3) …
3. Сильные стороны: 1) 2) 3) … II   Кроме того I   Однако
4. Слабые стороны: 1) 2) 3) … III   Но IV   К тому же

 

I – «Сила и угрозы» - стратегия использования сильных сторон организации для устранения угроз на рынке.

II – «Сила и возможности» - стратегия использования сильных сторон организации для реализации возможностей на рынке.

III – «Слабости и возможности» стратегия минимизации слабых сторон организации в целях использования возможностей.

IV – «Слабости и угрозы» - стратегия минимизации слабых сторон организации и угроз, появляющихся на рынке.