Снаряд и реквизит

(устройства, на кото­рых и с помощью которых исполняются трюки.) Например, в качестве гимнастического снаряда используется ка­русель «Гигантские шаги». И сразу исполнение трюков превраща­ется в соревнование на народном гулянье.Столик для номера «Каучук» декорируется под морскую ра­кушку, из которой появляется восточная принцесса...

снаряд как бы «маскируется» под знако­мый предмет, вызывающий у зрителя определенные и однозначные ассоциации. Но также специально для номера может быть создан особый и не­обычный снаряд, который, не неся в себе никакой образной функ­ции, поражает своей необычностью. В этом случае снаряд сам ста­новится своего рода трюком.

 

Музыкальное и шумовое оформление

Определенный стиль и характер музыки также ассоциативно направляет мысли зрителей,настраивает на нужное восприятие.Важно подобрать нужный темп,ритм и характер.Ритм часто может быть связан с оссобенностью трюка.Музыка может стать отправной точкой в поиске идеи и темы номера.

Свет

Так как оригинальные номера часто являются частью больших шоу на хорошо оборудованных площадках,потому использование разнообразного света помогает создать художественный образ.Важно фанатазировать со светом разумно,учитывая что к примеру яркие вспышки света могут помешать артисту в исполнении некоторых трюков.

Все эти выразительные средства номера должны находиться в стилевом единстве.

В номере оригинального жанра также часто важна грамотно продуманная пауза. Специально выстроенная подготовительная пауза перед трюком усиливает его вырази­тельность. Пауза после исполнения трюка или их серии называется комплиментом. Традиционно в эту паузу артист благода­рит публику за аплодисменты. Места комплиментов заранее определяются в сценарной разработке но­мера, они никогда не отдаются на импровизацию артистов.

 

При создании сюжетногооригинального номера нужно учитывать,что:

—сюжет должен отталкиваться от индивидуальности исполнителя и, как правило, создаваться для конкретного номера в конкретном исполнении;

—сюжет должен иметь возможность быть выраженным через трюк;

—сюжет должен строиться таким образом, чтобы происходящее было понятно без слов.

Выбор темы эстрад­но-циркового номера отталкивается от поиска связи сценического действия и трюков .Так он может осуществляться двумя способами:

-от трюка к теме,

- от темы к трюку.

Задача – оправдать трюк, найти сюжет, действие, образ, которые в художественной форме оправдают почему исполнитель сделал то или иное движение.(например эсли несколько артистов исполняют акробатические трюки –стойки на руках ,можно представить, что это перемена в школе, когда все переворачивается с ног на голову.)

Исполнитель должен обладать актерским мастерством,для того чтобы выразить конфликт ,столкновение персонажа с предметом

Если исполнитель не владеет навыками актерского мастерства ,то лучше отказаться от сюжетного номера

Победителями в глазах публики оказываются не те, кто демонстриру­ет более сложную технику, силу, ловкость, гибкость, а те, кто умеет наи­более интересно сказать о наиболее важном.Но также режиссер должен добиться того,чтобы игровое начало номера не прикрывало трюковую слабость,а наоборот ,- трюк,вплетенный в действие,служил бы раскрытию темы номера

 

РЕЖИССУРА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ.

Каждый из существующих поджанров речевого жанра на эстраде диктует свои специфические особенности работы режиссера с ним. Разобравшись в сути каждого жанра и в его отличиях от другого, режиссер выявляет для себя конкретные задачи ,которых необходимо достичь при работе над тем или иным номером. Давайте ознакомимся с основными из них:

Конферанс –искусство ведения концерта, живого ,импровизированного общения со зрителем. Основа конферанса –импровизация, искусство быть естественным. Главная задача в режиссуре конферанса – добиться от ведущего естественности ведения разговора,чтобы речь его была не отрепетированным текстом,а как-бы размышлением вслух. Ему важно установить и удерживать контакт со зрителем, чтобы сложилось впечатление что конферансье говорит не с массой,а с каждым зрителем в отдельности. Потому для режиссера важно установить контакт и направлять импровизационную природу конферансье в соответствии с режиссерским замыслом Конферансье в отличии от ведущего - очень чуткий к реакции публики и ко всему мероприятию вцелом,он – правая рука режиссера в преодолении непредвиденных ситуаций В парном конферансе чаще всего режиссерская задача состоит в создании контрастных образов ведущих и конфликта ,борьба в котором есть движущей силой всего концерта. Конферансье также может иметь собственный номер в структуре концерта. . Более того,он должен его иметь на случай заполнения неожиданно возникшей паузы .Как артист разговорного жанра в качестве номера конферансье использует такие разговорные жанры как монолог,сценка,фельетон,пародия,куплет и т.п.Конечно это не исключает возможности использования им к примеру оригинальных жанров,но главнео чтобы он владел жанром на высоком уровне,и номер его был качественным законченным художественным произведением..

Монолог в образе – сольное выступление артиста, обращенное к зрителю, часто юмористического или сатирического характера. Режиссеркая задача – поиск и проработка образа-маски и заострение характерных черт персонажа посредством выделения ярких лаконичных деталей .Это работа как над внутренним перевоплощением,так и над внешней характерностью. (А.Райкин)

Эстрадный фельетон – выступление от лица артиста,выражающее его мнение, гражданскую позицию в отношении какого-то явления. В отличии от монолога в образе обычно затрагиваются масштабные темы,и здесь важно подавать серьезные темы с легкостью и остроумием,в тоже время оставив простоту исполнения от собственного лица.(Задорнов,Жванецкий)

Скетч(зарисовка)– маленькая остросюжетная пьеска,с небольшим количеством действующих лиц чаще всего сатирического направления.При постановке скетча характеры и модели поведения персонажей изображаются схематично,поэтому задача режиссера – найти условную и лаконичную форму для выражения психологически достоверного поведения героев .Этот принцип относистся ко всему понятию эстрады вобщем – процес проживания жизненной правды происходит гораздо быстрее чем в самой жизни или в театральной постановке. Так конфликт заявляется буквально с первых реплик без долгих вступлений.ну и конечно же все действия должны быть направлены на реакцию зала!

Сценка – от скетча отличается отсутствием сюжета. В ней обозначается место действия и задаются условные предлагаемые обстоятельства.основная режиссерская задача здесь это выстраивание конфликтного существования персонажей выраженное в основном через репризные реплики.

Эстрадный бытовой рассказ – исполнение литературных произведений,не написанных специально для эстрады. Артист напрямую обращается в зал от собственного лица,рассказывает историю ,придуманную писателем,как случай,произошедшийй лично с ним.Часто в таком расказе присутствует множество действущих лиц ( в отличии от монолога) потому режиссеру важно добиться мгновенного перевоплощения артиста посредством лаконичных деталей.

Миниатюра – форма существования самых разных эстрадных жанров,основа репертуара театра миниатюр.небольшое юмористическое ,сатирическое,пародийное ,лирическое произведение для эстрады.Миниатюра всегда сюжетна.что требует от режиссера выстраивания событийного ряда.

Пародия- искусство перевоплощения в узнаваемых популярных персонажей от политических лидеров до эстрадных звезд.Часто в пародии используется целый комплекс выразительных средств ,таких как вокал,пластика,актерское мастерство.В постановке любого вида пародии все глобальные явления раскрываются через человеческий образ,следовательно режиссер должен очеловечить и персонифицировать какое-либо явление или событие.Важная особенность пародии и ее отличие от имитации или подражания – в ней всегда присутствует отношение пародиста к пародируемому. Тоесть с одной стороны пародия напоминает оригинал ,но при этом читается отношение к оригиналу,часто ироническое .Здесь для режиссера важно иметь и выразить тонкое чувство юмора,не перегнуть палку,а лишь тонко и остро подметить самые существенные характеристики.Если сравнить с художественным видом искусства – пародия как карикатура,изображает обьект похоже,но с преувеличенными и ярко выделенными деталями.

Куплет - -лаконичное комическое,сатирическое стихотворение на несколько строк,положенное на несложную мелодию.Обычно проходит сериями- несколько куплетов на одну тему с повторяющимся рефреном.Исполнятеся соло или дуэтом.Задача режиссера – поиск эстрадного образа,манеры исполнения, и построение конфликта.Главное выразительное средство куплета – это острое слово, вызывающее смех, поэтому музыка в этом случае должна быть подчинена слову,и лишь усиливать его выразительность

Буриме – игра со зрительным залом, мгноввенная импровизация на заданные зрителем тему и рифмы.В режиссуре этого жанра важна работа с артистом по построению его манеры общения с публикой..

Можно подвести итог,о том что создавая номер в речевом жанре,во многом успех зависит от таланта и одаренности артиста.Ряд разговорых жанров-конферанс,куплет,буриме - основан на импровизации,поэтому постановочная роль режиссера снижается и скорее трансформируется в роль педагогическую.чтобы направить и окультурить импровизацию ,предварительно проработать импровизационные заготовки.В режиссуре номера с использовнием определенного разговорного жанра нужно использовать его особенности,сделать их выразительным,укрупнить специфику каждого жанра