Внесение законопроектов (законодательная инициатива) и их предварительное рассмотрение. Законопроекты вносятся только в ГД, т.е. зак процесс не может начаться в СФ
Право законодательной инициативы принадлежит:
· Президенту
· СФ
· Членам СФ
· Депутатам ГД
· Правительству
· ЗПОГВ субъектов РФ
· КС, ВС и ВАС РФ по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД:
1. Проектов законов РФ о поправках к К РФ, ФКЗ, ФЗ
2. ЗП-тов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, ФКЗ и ФЗ, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР
3. Поправок к ЗП-там
Необходимым условием внесения ЗП-та является представление:
1. Пояснительной записки к ЗП-ту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого ЗП-та
2. Текста ЗП-та с указанием субъекта права законодательной инициативы, внесшего ЗП-т
3. Перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
4. Финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроектов, реализация которого потребует материальных затрат)
5. Заключения Правительства РФ (в случаях определенных ч. 3 ст. 104 К РФ)
Заключение правительства РФ требуется в случаях внесения ЗП-тов:
· О введении или отмене налогов
· Об освобождении от уплаты налогов и другое.
· О выпуске государственных займов
· Об изменении финансовых обязательств государства
· Других ЗП-тов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета
· Иных документов и материалов, предусмотренных указанными в Регламенте ГД НПА (напр., БК РФ, ФЗ «О международных договорах РФ»
Подготовленный к внесению в ГД ЗП-т и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативе Председателю ГД.
ЗП считается внесенным в ГД со дня его регистрации в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата ГД. Председатель ГД направляет ЗП-т и материалы к нему в профильный комитет ГД. (Фракции, комитет ГД).
Профильный комитет ГД определяет соответствие ЗП-та предъявляемым требованиям и представляет его в течении 14 дней на рассмотрение Совета ГД.
Если по мнению профильного комитета, ЗП отвечает предъявляемым требования, Совет ГД принимает следующее решение:
1) назначить один из комитетов ГД ответственным по ЗП (в случае необходимости также комитет-соисполнитель (комитеты-соисполнители);
2) включить ЗП в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую либо на очередную сессию;
3) а также направить ЗП и материалы к нему в для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний: Комитеты и комиссии ГД; фракции; Президенту; СФ; Правительству; Общественную палату; КС, ВАС, ВС только по вопросам их ведения
По предложению профильного комитета Совет ГД устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки ЗП рассмотрению ГД в первом чтении.
Если, по мнению профильного комитета, ЗП не отвечает предъявляемым требования, Совет ГД принимает решение о возвращении ЗП-та субъекту (субъектам) права законодательной инициативе для выполнения указанных требований.
Такой ЗП не считается внесенным в ГД.
ЗП-ты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ Совет ГД, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения направляет в ЗПОГВ субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний.
Правовое управление Аппарата ГД по поручению Совета ГД или ОК в установленный ими срок осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизы ЗП-та.
ОК может поручить Правовому управлению Аппарата ГД провести лингвистическую экспертизу ЗП-та.
ЗП-т, подготовленный к рассмотрению ГД в первом чтении, и материалы к нему направляются ОК в Совет ГД, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение ГД
ОК представляет в Совет ГД дополнительные материалы:
1. Проект постановления ГД о принятии (отклонении) ЗП-та в первом чтении;
- Заключение ОК с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения ЗП-та
3. Заключение комитета-соисполнителя с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения ЗП-та
4. Заключение Правового управления Аппарата ГД
5. Заключение Общественной палаты по результатам экспертизы ЗП (если таковое имеется)
6. Решение Российской трёхсторонней комиссии по регулировании социально-трудовых отношений по проекту ФЗ в сфере труда (если таковое имеется) или мнения ее сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей).
7. Проект решения Совета ГД с указанием даты рассмотрения ЗП-та на заседании ГД докладчика по ЗП-ту и содокладчика от ОК
Вторая стадия
Рассмотрение ЗП и принятие законов ГД
Рассмотрение ЗП ГД осуществляется в трёх чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД.
Первое чтение
При рассмотрении ГД ЗП-та в 1 чтении:
1. Обсуждается концепция ЗП-та
2. Даётся оценка соответствия основных положений ЗП-та К РФ.
3. Даётся оценка актуальности и практической значимости ЗП-та
Не происходит детального рассмотрения.
Обсуждение начинается с доклада инициатора и содоклада представителя ОК.
При рассмотрении ЗП для ответов на вопросы депутатов ГД по существу ЗП отводится не более 35 минут.
Время, отведенное для вопросов и ответов, м.б. изменено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов ГД.
Затем по ЗП вправе выступить представители Ф, другие депутаты ГД, полномочные представители Президента и Правительства РФ ГД, представители ЗПОГВ субъектов РФ, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении.
Преимущественное право задавать вопросы и выступать по ЗП предоставляется представителям Ф. Им для выступления предоставляется 7 минут, другим депутатам ГД – до 3 минут.
Совет ГД вправе принять решение об ином порядке обсуждения ЗП.
По результатам первого чтения могут быть приняты решения:
1. Принять закон (при наличии окончательного текста закона, правовой и лингивистической экспертиз)
2. Отклонить ЗП-т.
3. Принять ЗП-та в первом чтении.