Внесение законопроектов (законодательная инициатива) и их предварительное рассмотрение. Законопроекты вносятся только в ГД, т.е. зак процесс не может начаться в СФ

Право законодательной инициативы принадлежит:

· Президенту

· СФ

· Членам СФ

· Депутатам ГД

· Правительству

· ЗПОГВ субъектов РФ

· КС, ВС и ВАС РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД:

1. Проектов законов РФ о поправках к К РФ, ФКЗ, ФЗ

2. ЗП-тов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, ФКЗ и ФЗ, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР

3. Поправок к ЗП-там

Необходимым условием внесения ЗП-та является представление:

1. Пояснительной записки к ЗП-ту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого ЗП-та

2. Текста ЗП-та с указанием субъекта права законодательной инициативы, внесшего ЗП-т

3. Перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона

4. Финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроектов, реализация которого потребует материальных затрат)

5. Заключения Правительства РФ (в случаях определенных ч. 3 ст. 104 К РФ)

Заключение правительства РФ требуется в случаях внесения ЗП-тов:

· О введении или отмене налогов

· Об освобождении от уплаты налогов и другое.

· О выпуске государственных займов

· Об изменении финансовых обязательств государства

· Других ЗП-тов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета

· Иных документов и материалов, предусмотренных указанными в Регламенте ГД НПА (напр., БК РФ, ФЗ «О международных договорах РФ»

 

Подготовленный к внесению в ГД ЗП-т и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативе Председателю ГД.

ЗП считается внесенным в ГД со дня его регистрации в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата ГД. Председатель ГД направляет ЗП-т и материалы к нему в профильный комитет ГД. (Фракции, комитет ГД).

Профильный комитет ГД определяет соответствие ЗП-та предъявляемым требованиям и представляет его в течении 14 дней на рассмотрение Совета ГД.

Если по мнению профильного комитета, ЗП отвечает предъявляемым требования, Совет ГД принимает следующее решение:

1) назначить один из комитетов ГД ответственным по ЗП (в случае необходимости также комитет-соисполнитель (комитеты-соисполнители);

2) включить ЗП в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую либо на очередную сессию;

3) а также направить ЗП и материалы к нему в для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний: Комитеты и комиссии ГД; фракции; Президенту; СФ; Правительству; Общественную палату; КС, ВАС, ВС только по вопросам их ведения

По предложению профильного комитета Совет ГД устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки ЗП рассмотрению ГД в первом чтении.

Если, по мнению профильного комитета, ЗП не отвечает предъявляемым требования, Совет ГД принимает решение о возвращении ЗП-та субъекту (субъектам) права законодательной инициативе для выполнения указанных требований.

Такой ЗП не считается внесенным в ГД.

ЗП-ты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ Совет ГД, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения направляет в ЗПОГВ субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний.

Правовое управление Аппарата ГД по поручению Совета ГД или ОК в установленный ими срок осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизы ЗП-та.

ОК может поручить Правовому управлению Аппарата ГД провести лингвистическую экспертизу ЗП-та.

ЗП-т, подготовленный к рассмотрению ГД в первом чтении, и материалы к нему направляются ОК в Совет ГД, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение ГД

 

ОК представляет в Совет ГД дополнительные материалы:

1. Проект постановления ГД о принятии (отклонении) ЗП-та в первом чтении;

  1. Заключение ОК с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения ЗП-та

3. Заключение комитета-соисполнителя с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения ЗП-та

4. Заключение Правового управления Аппарата ГД

5. Заключение Общественной палаты по результатам экспертизы ЗП (если таковое имеется)

6. Решение Российской трёхсторонней комиссии по регулировании социально-трудовых отношений по проекту ФЗ в сфере труда (если таковое имеется) или мнения ее сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей).

7. Проект решения Совета ГД с указанием даты рассмотрения ЗП-та на заседании ГД докладчика по ЗП-ту и содокладчика от ОК

Вторая стадия

Рассмотрение ЗП и принятие законов ГД

Рассмотрение ЗП ГД осуществляется в трёх чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД.

Первое чтение

При рассмотрении ГД ЗП-та в 1 чтении:

1. Обсуждается концепция ЗП-та

2. Даётся оценка соответствия основных положений ЗП-та К РФ.

3. Даётся оценка актуальности и практической значимости ЗП-та

Не происходит детального рассмотрения.

Обсуждение начинается с доклада инициатора и содоклада представителя ОК.

При рассмотрении ЗП для ответов на вопросы депутатов ГД по существу ЗП отводится не более 35 минут.

Время, отведенное для вопросов и ответов, м.б. изменено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов ГД.

Затем по ЗП вправе выступить представители Ф, другие депутаты ГД, полномочные представители Президента и Правительства РФ ГД, представители ЗПОГВ субъектов РФ, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении.

Преимущественное право задавать вопросы и выступать по ЗП предоставляется представителям Ф. Им для выступления предоставляется 7 минут, другим депутатам ГД – до 3 минут.

Совет ГД вправе принять решение об ином порядке обсуждения ЗП.

По результатам первого чтения могут быть приняты решения:

1. Принять закон (при наличии окончательного текста закона, правовой и лингивистической экспертиз)

2. Отклонить ЗП-т.

3. Принять ЗП-та в первом чтении.