Вопрос Понятия объективного и субъективного идеализма. Основные представители идеалистической философии 17-18 вв.

Идеализм – философское м.з.р., кот полагает, что в отношении между материей и сознанием, сознание первично, а материя вторична, и кот. Считает, что возможны разные идеи (как и гносеологический оптимизм, так и гносеол пессимизм)

До 18 века субъективного идеализма не было.

Идеализм и материализм рассматривает 1 вопрос – ОМС.

Разница субъективного и объективного идеализма заключается в разной трактовке понятия «сознание»

Объективный идеализм – сознание представляет собой не индивидуальное человеческое сознание, а сверхиндивидуальное (объективный разум, мировая душа к этому относятся феномены сознания (не принадлежит одному человеку). Сознание сверхиндивидуальное. Субъективный идеализм – индивидуальное сознание отдельно взятого человека, оно первично по отношении к материи. Внутри объективного идеализма.

Декарт – идеалист, всё творится божественным сознанием, но мы не считает его религиозным мыслителем. Религиозное понимание Бога - личностное понимание – обладает мышлением, волей, эмоциями, способность общения с человеком, а Декарт трактует Бога чисто философски. Религиозное содержание выхолащивается.

 

Вопрос Юм, как философ-сенсуалист. Структура опыта в философском учении Юма.

Давид Юм (1711-1776) род. в Эдинбурге. Отец юрист, адвокат, готовил сына к этому. Но Юм тяготел к философии, истории и социологии. Трактат о человеческой природе». Прежде всего Юм начинает свою философию с гносеологии (основное место занимает понятие опыта) (у Бэкона опыт – чувствен и трактует материалистически).

Опыт (чувственное восприятие):

1. впечатление (простые – ощущения, сложные – восприятие)

2. идеи (простые – представления, сложные – суждения)

Юм – сверхсенсуалистю Рациональное познание отражает опыт, растворяется в чувственном.