БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ. II СЕМЕСТР.
1. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В 13-14вв. завершается эпоха Средневекового христианства.
Эпоха Возрождения начинается в ~ 14 веке. Конец эпохи – 16 век.
«Возрождение» (по фр. «ренессанс»). Слово «возрождение» впервые применил Джорджо Вазари (художник, оформлял некоторые залы Ватиканского дворца, проектировал улицы Флоренции; писатель, им создано «Жизнеописание наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих») (под «возрождением» он понимал принцип повторности, повтор античности) (писал много о культуре Италии – прикладное искусство, живопись)
Возрождение начало переходить на другие страны Европы: Франция, Германия.
Появляется понятие «Северного Возрождения».
Влияние Италии на Западную Европу. Центр экономической и политической жизни.
Все отрасли знания сконцентрировались в Италии в эпоху Возрождения. В других странах они были восприняты, но претворены по-другому, со своим национальным колоритом.
Также эпоха Возрождения опирается на христианскую эпоху.
В эпоху Возрождения продвигаются вперёд многие техники, культуры, но, с другой стороны, эпоха постоянно смотрит назад.
С общественно-политической точки зрения эпоха Возрождения представляет собой переход от феодального общества к буржуазному. Переплетение разных обществ.
Разделение на классы: феодалы, крестьяне,…………..
Новые 2 класса:
· Бюргеры (основатели будущего класса буржуазии) (по англ. Капитал, по фр. Буржуазия)
· Ремесленники (формируются из крестьян, переезжают в город. Будущий рабочий класс)
Расширение этих двух классов.
Эпоха Возрождения – эпоха первых буржуазных революций. Возникает первая буржуазная революция в Нидерландах (переход от феодального к буржуазному обществу)
В результате образовываются Фландрия (Бельгия) и Голландия (Нидерланды).
В других странах буржуазные революции происходят значительно позже.
Всё это способствовало развитию материальной стороне жизни - первые ростки машинного производства (механизмы швейного производства и др. отрасли)
Меняются культурно-идеологическиепринципы. Они как бы сходят с небес на землю. Начинает развиваться научное знание ( в основном, экспериментальное). В астрономии были заложены теоретические основы естествознания (Коперник, Галилей и др.). Большой интерес к природе и человеку. Происходит секуляризациякультуры (лат. «секулярис» - «мирской», «светский»). Это слово подчеркивает светский характер культуры. (нужно отличать от сокрализации культуры («священный») )
Экспериментальная наука.
Данте, Петрарка, Шекспир.
Орландо Лассо, Палестрина.
Философия постепенно секуляризируется. Приобретает новый статус.
Основные философские вопросы эпохи Возрождения:
· Место человека в системе бытия
· Какова степень совершенства человека?
· Каково место Бога в системе бытия?
(ответы уже были сформулированы в предыдущие эпохи)
Вопросы философии во многом связаны с антропологией (место человека в системе мироздания). Основополагающими становятся антропологическими признаки.
Эпоха великих технических изобретений. Порох и компас начинают применяться в Европе. Изобретены телескоп и микроскоп.
Совершены первые величайшие географические открытия (1492г. – открытие Колумбом Америки)
Морской путь в Индию – 1498г.
Васко да Гама
Первое кругосветное путешествие – Ф.Магеллан.
Появляются различные полярные мнения. Человек – ничтожество в этом мире или НАОБОРОТ?
2. АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Антропоцентризм (человек в центре мироздания) и гуманизм – ответы на первые 2 вопроса философии Возрождения.
«Антропос» («человек») и «центр» - человек в центре мироздания (!) (уже был такой ответ в эпоху античности)
(В античной философии человек являлся мельчайшей частью космического бытия, но ОСОБОЙ частью)
(В античности – «человек – микрокосмос»)
Эта идея оказалась очень близкой философии Возрождения. Но философия Возрождения вносит ДОПОЛНЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК=КОСМОСУ (человек равен космосу, противостоит ему как равный)
ЧЕЛОВЕК=КОСМОС
В эпоху Возрождения в человеке обнаруживаются огромные способности <= изобретения (телескоп и микроскоп), географические открытия – ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПОЗНАНИИ МИРА БЕЗГРАНИЧНЫ (!)
Эпоха Возрождения – начало оптимизма в понимании человека.
Антропоцентризм => человек ощущает свободу (!)
В эпоху Возрождения становится значимым, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ОТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (!). Центральной фигурой становится ХУДОЖНИК ( а в христианской философии был СВЯЩЕННИК)
Искусство – центр культурной жизни.
Во имя чего человек преобразует мир? – Во имя ПРОГРЕССА.
Какова степень совершенства человека? – ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕНЕН И ДОСТОИН ЛЮБВИ – ГУМАНИЗМ(!) (Любовь к человеку, к достоинствам человека; вера в человека, в его возможности)
Любой человек достоин любви.
Человек грешен, НО: человек со СВОИМИ БЕЗГРАНИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОЗНАНИИ СЕБЯ может ПРЕОБРАЗОВАТЬ, ПЕРЕВОСПИТАТЬ себя => дисциплина «Педагогика».
Человек может преодолевать грехи.
3. ПАНТЕИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕИЗМА.
Место Бога в системе бытия
НОВОЕ место в картине бытия – «ПАНТЕИЗМ» (до эпохи Возрождения встречалось отдельно)
«ПАНТЕИЗМ» - «всё в Боге» или «Бог во всём»
ПАНТЕИЗМ – СОЕДИНЕНИЕ БОГА И МИРА, ИМ СОТВОРЁННОГО.
(Для христианской философии – ТЕИЗМ – мир сотворён Богом, но Бог существует в другом (особом) мире)
(Для христианской философии – противопоставление мира творящего (Бог, ангелы) и мира сотворённого – ДВОЕМИРИЕ)
Для пантеизма – противоположно: «Бог во всём». Нет разделения на 2 мира. МИР ЕДИН. Бог поселяется и живёт в этом мире (!).
(Пантеизм – попытка построить научную картину мира)
Эти принципы стали ОСНОВОЙ целого идеологического течения, характерного для эпохи Возрождения, - ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (Италия, 14-15вв.)
4. ГУМАНИЧТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИТАЛИИ 15-16вв.
Сосуществовали одновременно:
· Гуманистическое движение
· Ортодоксально-христианское движение (идёт от средневековья)
Основные идеи и практические принципы итальянского гуманизма
Ортодоксально-христианское движение | Неортодоксально-христиансое гуманистическое движение | ||||||||
Основные идеи | Теоцентризм, аскетизм, теизм (Бог существует вне существующего мира) | Антропоцентризм, гуманизм (человек- высшая ценность), пантеизм | |||||||
Участники | Деятели церкви, профессора католических университетов, монастырские школы | Интеллигенция | |||||||
Формы организации | Соборы церкви, католические университеты | Академия (в эпоху Возрождения – оплот свободомыслия), кружки, салоны | |||||||
Характер обсуждения философских и идеологических вопросов | Диспут, дискуссия (истина одна) дис – корень «Разъединение» (точек зрения) | Диалог (диа – объединение) – высказывания разных точек зрения с целью объединения между собой. У каждого человека есть право на высказывание своей точки зрения) |
5. Лоренцо Валла и его трактат «О наслаждении как об истинном благе»
(1406-1457гг.) Внимание современников привлёк формой изложения – форма ДИАЛОГА (от Платона). В трактате «принимают участие» 3 философа. Они обсуждают что является истинным благом для человека, о смысле человеческой жизни. 1ый - стоик (понятие и чувство долга (перед обществом, родиной, семьей), предопределенность судьбы), 2ой - (Эпикур последователь Демокрита, считал, что жизнь – наслаждение, т.е. без страданий и чувства страха перед богами или смертью (когда смерть приходит, нас уже нет) 3ий –христианин, утверждает, что высшая ценность - христианская добродетель, а ее основа заповеди Божьи. Валле ближе точка зрения эпикурейцев (цель жизни - наслаждение жизнью, отсутствие страданий и страхов). Валла считал, что существуют духовные и телесные наслаждения, он выступает против аскетизма, он философ-пантеист. В человеческой душе и в теле живет Бог, он растворяется всюду, он везде, поэтому телесные наслаждения реабилитируются. Наслаждение выше, чем долг и добродетель. Человек не может жертвовать своей жизнью за процветание родины. Все заповеди в библии направлены к другому человеку – общественная ценность и общественное благо. У стоиков форма общественного блага – долг, который с точки зрения Валлы – общие правила, которые применяются к разным индивидуально неповторимым людям, и все эти правила подавляют индивидуальность человека, а неповторимость человека в его чувствах, переживаниях и в наслаждениях, поэтому наслаждение у Валлы выше долга и любой другой добродетели.
Пример: человек потерял кошелек и сзади идущий должен отдать кошелек – это будет наслаждение – эпикурейская точка зрения (человек получит наслаждение от благодарности потерявшего кошелек человека, больше наслаждения будет, если сделать это прилюдно). Но если у человека тяжелая болезнь, то оставьте деньги себе – это т.н. индивидуалистический гуманизм – свобода человеком, восхищение человеком, человеческая индивидуальность.
6. Пантеистическое понимание любви в работе М.Фичино «Платоновское богословие о бессмертии души»
«Платоновское богословие» - один из манифестов итальянского гуманизма.
Фичино развивает платоновскую концепцию о мировой душе. (Фичино – христианский философ, но с пантеистическими идеями)
Фичино вносит в платоновскую идею 2 ВАЖНЫХ ДОБАВЛЕНИЯ:
· Космическая душа – ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ БОГА (она ему принадлежит) ( а у Платона – душа – одна из четырёх первоначал мира) (А у Фичино, Бог – единственное первоначало мира!!!)
· Основное свойство космической души – ЛЮБОВЬ. Любовь – космический принцип. Любовь=Бог.
!!!Бог, сотворив этот мир, влюбляется в него!!! -> НОВАЯ ИДЕЯ
Любовь Бога к сотворённому им миру является ПРИЧИНОЙ СОЕДНИНЕНИЯ БОГА С ЭТИМ МИРОМ – БОГ РАСТВОРЯЕТСЯ В МИРЕ => ПАНТЕИЗМ (романтическое понимание)
Фичино называет эту любовь (любовь Бога к сотворённому им миру) – «НЕБЕСНОЙ АФРОДИТОЙ» (первый вид любви)
Каждая сотворённая Богом вещь отвечает Создателю ответной любовью – «ЗЕМНАЯ АФРОДИТА» (второй вид любви) – ответное чувство (особенно человека)
Любовь человека к Богу – это прежде всего любовь человека к природе, вещам, к другому человеку, потому что ВО ВСЁМ РАСТВОРЁН БОГ => ПАНТЕИЗМ
Нужно найти в себе Бога, подняться до Бога, следуя всем божественным заповедям.
ð КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ
Человек может не суметь подняться до Бога в себе или даже потерять, но чувства при этом остаются – «ЗВЕРИНАЯ АФРОДИТА» («аморфиринус») – похоть, страсть.
Фичино считает любовь НАИВЫСШИМ БЛАГОМ!!!
7. Николай Кузанский как деятель церкви, философ и учёный. Пантеистическое понимание Бога как абсолютного максимума и абсолютного минимума.
(1401-1464) Родился в Германии в крестьянской семье недалеко от г. Куза (Кузанец). Настоящая фамилия Кребс Жил в Италии. Стал активным деятелем церкви. В 15 веке в 30х гг. собирается Базельский собор католицизма в Швейцарии. Решается вопрос об унии(соединении) католической и православной церкви. Кузанский выступал за унию. Становится генеральным викарием (помощником) Папы Римского (второй человек в иерархии римской католической церкви). Писал не только богословские сочинения, но и написал книгу, в которой выразил новые естественно-научные идеи, внес огромный вклад в развитие математики (родоначальник дифференциального интегрального исчисления). В целом ряде своих соч. он высказывает новые, и по сути еретические идеи по отношении к церкви, потому что становится сторонником гуманистического мировоззрения. Хотя делает это вполне традиционной схоластической форме. Вот почему он не пострадал от критики, также он находился под защитой Папы.
Свои новое мировоззрение и идеи он высказывает в работе «Об ученом незнании», где говорит мысль о том, кто такой Бог. Новизна его мысли заключается в том, что он пытается применить к богословию некоторые математические понятия. Бога в этой работе он называет абсолютным максимум и абсолютным минимум.
Абсолютный максимум – это то, больше чего ничего нет.
Абсолютный минимум – это то, меньше чего ничего нет.
Бог обладает качеством быть абсолютным макс и минимумом. Функцией абсолютного максимума и минимума выступает Бог, только он может обладать этими качествами. Понимание Бога как абсолютного максимума означает, что в мире нет ничего помимо Бога. Если мы будем двигаться в сторону увеличения мира (Кузанец считал, что мир бесконечен), то не будет ни одного фрагмента этой Вселенной, где не было бы Бога. Если мы будем мыслить мир, уходящий в глубины микромира (бесконечно уменьшающимся) ((появляются микроскопы в Нидерландах)) не будет ни единой частицы без Бога. Пантеизм объясняет чисто математически, но и пытается показать это геометрически. Бог – это ничто иное, как одновременно круг, диаметр и точка в центре этого круга. Это значит, что Бог явл творцом всего мира, он центр мироздания (теоцентризская идея Средневековья), но важно, что эта окружность круга постоянно увеличивается – это значит, что Бог – абсолютный максимум. Диаметр означает, что Бог покрывает всё пространство внутри бесконечно расширяющейся окружности Бог покрывает всю окружность. Поэтому Бог явл и абсол максимумом, и абсол мин, и центром всей Вселенной.
8,9. Пантеистическое учение Н.Кузанского о единстве и многообразии мира. Представление Н.Кузанского о конечности и бесконечности мира.
Ортодоксально-теистическое мировоззрение | Неортодоксальное пантеистическое мировоззрение Кузанского | |
Единство мира (источник единства) | Бог | Бог + мир (потому что в мире есть Бог) |
Многообразие | Мир | Мир (возникает научная картина мира |
Бесконечность | Бог | Бог(передает миру бесконечность; Бог обладает актуальной бесконечностью) + мир (потенциальная бесконечность) |
Конечность | Мир (в целом и в своих частях) | Мир (в целом и в своих частях) |
Под многообразием имеется в виду сосуществование необозримого количества различных вещей, явлений, процессов, существ, наполняющих бытие.
Единство – определенная сила, которая связывает это многообразие в определенную целостность.
Единство и многообразие с точки зрения ортодоксаль-теист м.р.з. (двоемирие) свойством единства, т.е. силой, которая объединяет весь многообразный мир, эти силы находятся не в мире, а в Боге (связующее начало).
В пантеизме (продолжение христианства) Кузанского единство и многообразие источником является Бог и присутствуя в мире, он передает свое свойства связывать многообразный мир воедино. При этих условиях мир (когда Бог в мире) становится источником единства.
Конечное – означает то, что имеет пределы, границы в пространстве и/или во времени. Каждая вещь имеет начало и конец.
Бесконечность – то, что не имеет пределов и границ ни в пространстве, ни во времени. Воплощение бесконечности в теизме – Бог, конечен – мир.
У пантеизма – если мир бесконечен (когда он с Богом), то почему он одновременно и конечен в целом и в частях? И как быть с догматом христианства о конце мира и апокалипсисе? И еще если мир бесконечен, значит Бог не в силах прервать его существование? А откуда тогда у него были силы создать этот мир? Мир не только бесконечен, но и безначален – противоречит основам христианства, ересь. Кузанский находит выход. Он вводит понятие о 2х видах бесконечности: 1 актуальная бесконечность – («актуальность» сейчас для нас это то, что значимо сейчас в этом месте, а тогда это то, что существует всегда и везде). Такой актуальной бесконечностью обладает только Бог. Безусловная бесконечность, потому что он всегда актуально бесконечен. 2 вид - потенциальная бесконечность – условная, неабсолютная, относительная, бесконечность с условием, что мир будет бесконечен до тех пор, пока в нем есть Бог.
Мир получается многообразен, а в пантеистическом м.р.з. он одновременно и многообразен и един, правда, если в нем присутствует Бог. Ниже в пантеизме мир одновременно бесконечен и конечен в своих частях.
Понятия единства и многообразия, бесконечность и конечность – противоположности, а учение о взаимосвязи и борьбе противоположных начал наз. Диалектикой
10. Диалектические идеи в философском и научном мышлении Н. Кузанского
Явился родоначальником диалектики в эпоху Возрождения. Диалектика с греч «спор», «искусство спорить». Весь мир в целом и его части состоят из противоположностей, которые не могут друг без друга существовать. Эти противоположные начала представляют собой связь и борьбу. Эту диалектику Кузанский рассматривает и на примере философских категорий (мир единый и многообразный, конечный и бесконечный) – эти противоположности характеризуют не только философское мышление, но и естественно-научное. К. говорит, что весь мир состоит из вещей, которые имеют геометрическую форма (а любая геометр форам сводится в конечном счете в прямую линию, а она равна точке, из которой развертывается весь мир). Например, круг – прямая линия. Диалектика – не просто взаимосвязь, а тождество противоположностей (неабсолютное, т.е. это всё-таки борьба). Точка – Бог творящая сила. Круг – мир, диаметр – всё, что покрывает мир, все процессы.
Диалектика – знак присутствия Бога в мире. Противоположности (кривая и прямая) будут бесконечно сближаться, сводиться к точке, а источником бесконечного является Бог (он источник диалектики – знак присутствия Бога в мире).
11. Н.Кузанский о роли чувственности и рассудка в познании мира
12. Н.Кузанский о роли разума в познании мира. Смысл понятия «Ученого незнания»
Чувственность (ученое знание) | Рассудок (ученое знание) | Разум (ученое незнание) | |
Формы познания | Вид познания, который осуществляется в формах ощущений, восприятий, представлений. | Вид познания, который осуществляется в формах понятий, суждений, умозаключений. | Форма постижения ученого незнания – интуиция. |
Содержание познания | Познает единичные свойства вещей. | Обобщение отдельных единичных вещей, их свойств и отношений между ними. | Отражает диалектику мира в целом и его частей, свидетельствующую о присутствии Бога в мире. Форма постижения ученого незнания - интуиция |
Кузанский говорит, что всякое познание начинается с чувственного, потом переходит к рассудку. И чувство, и рассудок – формы ученого знания, которые не могут постичь диалектику, потому что наш рассудок обобщает (классифицирует). И как только рассудок пытается приблизиться к диалектике, он ломается. Увидеть связь противоположностей рассудок не может. Высшая форма постижения мира – разум, он выше 2х познаний. Разум постигает Бога. Ученое знание для этого не годится. Интуиция – постижение истины без доказательств. Разум – ученое незнание, которое постигает мир через интуицию, но для того чтобы интуиция была у человека, он должен стать мудрецом, старцем, ученым (уже должно быть 2 вида познания).
13. Основной вопрос философии 17 в. Основной вопрос философии 17 в. и решение в концепциях сенсуализма, эмпиризма и рационализма.
Италия – возрождение, а в 17 веке – Новое время. Культура и центр европейского развития перемещается в Северную и Центральную Европу.
Укрепление слоев буржуазного общества+ремесленники. Бурное развитие городского производства. Во Франции – паровой двигатель изобретен (Попэн). Доенные печи, сталеварение, кораблестроение, ткацкие станки. Век развития научного знания (химия, математика, астрономия – фундаментальные законы научного знания). Т.е. это тоже антропоцентризм.
Меняется профиль академии. Во Флоренции Торичелии. В Риме открывается академия «рысьеглазых». В Англии научная академия при короле (Ньютон один из членов), в Париже возникает Академия наук.
Воздействие религии, морали, науки на философию (она в 17 веке меняет направленность, в возрождении, вопросы антропологии интересны (место человека), а в 17 веке вопросы об основных принципах научного исследования мира.
Вопрос об отношениях между чувственным и рациональным познанием мира в процессе научного исследования мира. Основным разделом философии становится гносеология (учение о закономерностях познания мира в целом, о учении о познании, чувственном и рациональном).
17 век - тройственность познания Кузанского теряется. 2 вида в 17 веке – чувство и рациональность остаются – основной вопрос философии.
2 точки зрения об отношениях познаний:
1) Сенсуализм (сенса –лат. Чувства) – философская концепция, идея, которая полагает главным в процессе познания чувственное познание. Только через ощущения, восприятие даны факты природы. Сенсуалисты не отрицают рациональное познание, оно вторично, оно классифицирует, обобщает и обрабатывается чувственное познание. (Сенсуализм – философская концепция, которая полагает, что основой научного исследования мира является чувственное познание, а рациональное познание вторично и ограничивается обобщением, классификацией и анализом данных чувственного познания, Сначала факты – чувства, а потом законы – рациональное познание)
Факт – для человека солнце движется по орбите. ДО 17 века было убеждени, что не могут все глаза людей ошибаться, тогда природа /Бог закадывает в нас неверные ощущения. Если мы будем отталкиваться от фактов в рациональном познании, то это будет неправильно. Индийская легенда о 3 мудрецах. Им привели слона, которого они никогда не видели (старые, слепые). 1 из них сказал, что этот хобот – лиана(растение), другой подошел к ноге ( дерево), 3 мудрец за уши – огромный лопух. И все были правы и неправы одновременно. Отдельно взятое свойство принималось за целую вещь – ошибка – целое сводили к единственному свойству. Представление может давать ошибку, это ведь не ощущение и не восприятие, это и то и другое с памятью.
2) эмпиризм (греч. Эмпирия Опыт)
Эмпиризм – рациональное познание вторично. В результате научного знания возникает определенная техника /микроскоп, телескоп, барометр, термометр, маятник Фуко (менял траекторию из-за вращения Земли)
Эмпиризм – познание, с помощью научной техники и эксперимента. Эмпиризм – разновидность сенсуализма. Но и эмпиризм может не всё. Человек смертен? С Точки зрения эмпиризма это не совсем так. Мы не можем доказать, что люди не живут 1 тысячу лет, может мы их не знаем. С научной точки зрения эмпиризм и сенсуализм должен проанализировать все судьбы людей. Нельзя верить чувственному познанию, тогда нужно собрать все факты. Другое направление - не будем доверять чувствам и приборам, а разуму!
3) Рационализм – философская концепция, которая помогает, что основой научного исследования мира является рациональное познание, а чувственное познание вторично и ограничивается переходом от рационального знания к знанию отдельных единичных вещей.
Партитура музыкального произведения ( мы не знаем ни произведения, ни автора, и мы должны определить его форму) Какое познание будет главенствовать на вопрос: сонатная ли это форма? Надо иметь представление о сонатной форме – это рациональная область, знание. И после этого я могу посмотреть нотный текст. А читать глазами, слышать ухом – сенсуализм, а эмпиризм – с помощью рояля.
Дали ноты незнающему человеку – он начинает сопоставлять со знаниями, которыми владеет на вопрос, что это? Сопоставляет человек – эмпиризм.
14. Сенсуализм и эмпиризм Фрэнсиса Бэкона. Учение об идеалах и чувственном познании мира.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) половину жизни жил в эпохе Возрождения, но по взглядам – 17 век. В отличие от Кузанского учился в Кембриджском университет экономике и политике. Был всесторонне развитым. Журналист, писатель. Роман «Новая Атланида» (Образ будущего, человеческого счастья – основное место займет наука «Соломонов дом» - что-то вроде министерства науки)
Бэкон : «Знание – сила»
Проблема Шекспира, проблема Гомера, проблема Шолохова – проблема авторства этих писателей. Один из претендентов н авторство Шекспира – Бэкон, но сейчас это только гипотеза.
Философские взгляды – интересовала гносеология, философия науки.
Работа «о достоинстве и о усовершенствовании наук» (провел 1ую классификацию наук)
Самая известная работа : «Новый Органон» (инструмент мышления – органон) Обращение через века к Аристотелю Бэконом: Нам нужен новый органон. Законы логики, по Аристотелю приложимы к любой человеческой интеллектуальной деятельности.
Бэкон считал, что законы логики надо выводить не из головы, а из самой природы. Не могут быть одинаковы эти способы обучения. Бэкон считал, что знание Аристотеля абстрактно. Природа должна быть учителем человека.
3 типа ученых Бэкона:
1) Ученые пауки (ученые, ткут паутину слов, понятий и возникают подчас красивые узоры, иногда мушка появляется в паутине, но это паутина природе ничего не даёт; 1 паук – Аристотель, а потом и философы Средневековья)
2) Муравьи (работник, тяжкий труд, эти ученые собирают факты, подобно муравьям, раскладывают по полочкам, классифицируют – важная, но недостаточная работа; в эпоху Возрождения Бэкон считает, появились муравьи, но не хватает объяснений и законов из собранных фактов)
3) Пчелы (собирает и трудится как муравей, но из материалов она вырабатывает мёд, для науки будущего важны ученые – пчелы; как им стать?Надо отказаться от идолов (призраков) – те стереотипы, которые находятся в сознании каждого человека)
4 основных идолов:
1) Идолы рода (род – всё человечество, в сознании человека есть врожденные идолы рода –при встрече с чем-то незнакомым- я начинаю сопоставлять с тем, что мне известно, свожу сложное к простому – ничего не может быть хуже упрощения (Бэкон). Род и вид – понятие Аристотеля
2) Идолы пещеры (Платон) У каждого человека есть отдельная маленькая пещера – индивидуальные идолы – частично врожденные и приобретенные. Пример: 4 темпера Мента: если ученый, меланхолик, то он будет неуверенным, никуда не продвинется, холерик – торопится сделать выводы, от этих идолов надо избавляться
3) Идолы рынка – рынок – модель общения между людьми. Продавец – покупатель, мы всё время обмениваемся этими видами деятельности – современная модель общения – Продается за общий эквивалент человеческого товара – деньги (абстрактная единица стоимости). Деньгам безразлично, что мы покупаем. Слова и понятия часто уподобляются деньгам – это плохо. Каждое понятие должно иметь свое содержание, они не должны быть многозначными. Споры в науке превращаются в слова, а не споры о природе.
4) Идолы театра (связь с Шекспиром) деятельность ученого можно уподобить игре актера (текст дается автором, драматургом) Если ученый уподобляется актёру, а все научные теории уподобляются комедии, то открывая новые факты, ученый использует старые теории - надо или трансформировать теорию или создать новую.
Они мешают объективному познанию. Есть врожденные идолы (одинаковы у всех людей – трудно преодолимые) и приобретенные (опыт человека).
Ученый должен преодолеть эти 4 идола и начать научную деятельность, состоящую из 2х этапов: чувственное и рациональное познание
В результате преодоления идолов мы получаем чистое сознание (чистая доска – табула раса)
Прежде всего, ученый должен исследовать отдельные свойства предмета и его части, а потом к целому предмету. От частей к целому. Пример: ученый ставит задачу изучить свойство цвета желтого. 1ое чувственное познание – наблюдение за цветовым оттенком. Чем больше количество предметов, обладающих этим свойством, тем лучше мы его узнаем (объективно сделаем вывод). Золото, солнце в зените, шкура льва, цвет еды. Когда собраны факты, то переход к рациональному познанию.
15. Фрэнсис Бэкон об индукции и рациональном познании мира. Обобщение отдельных свойств вещей и учение о форма.
Вторичный этап – рациональный. Бэкон – сенсуалист и эмпирист. Переход от чувственного к рациональному он называет – индукцией (с лат. Наведение). Факты чувственного познания должны навести к обобщению, к законам. Это переход от чувств к рациональному/есть переход от единичного к общему – индукция. Для сенсуализма и эмпиризма характерна индукция. Обратный процесс от рационального к чувственному (от общего к единичному – дедукция (с лат. Выведение). Из общих принципов и понятий мы выводим единичные факты.
Рациональное познание не только обобщение (его 1ое значение) понятие желтизны – общее понятие, объединяющие все случаи желтого цвета, которыми характеризуются предметы. Рациональное познание, необходимо ученому объяснить (главная задача науки). Каким образом разные предметы органического и неорганического мира, земные и космические обладают общими свойствами? Природные вещи. Если самые разные предметы обладают едиными и теми же свойствами, то у них есть устойчивая основа бытия этого общего свойства – субстанция.
Это слово из античности, а там одни паукиJ и он обращается к понятию формы (как это не парадоксально, но понятие Аристотеля). У вещей, обладающих желтым цветом, формой – то есть определенный вид движения молекул (Демокрит). Нам нужно определить (изучить) различные виды движений молекул/атомов (Демокрит). Выделяет несколько типов движения молекул (их 19). Всего 19 видов движения и из них возникает огромное количество свойств. Комбинация из 10-11 знаков – это сочетание дает количество комбинаций. Вероятность угадать есть, но она ничтожна. Комбинаторика различных знаков.
2 этап – анализ фактов, как разные предметы имеют общие свойства? Общие формы из 19 типов движения. Бэкон избежал понятия Бога. Можно все объяснить природой. Бэкон – Материалист сенсуалист и эмпирист.
16. Рационализм Декарта и понятие дедукции. Учение об основных свойствах рациональных идей и роли сомнения в познании мира.
Франция более архаична. Абсолютистский строй. Мощна была католическая церковь. Католицизм ведет войну с протестантизмом (зарождается в 17 веке и распространяется 1572г. 26 августа «Варфоломеевская ночь») Архаическая страна в сравнении с Голландией и Великобританией. Классический феодализм: крепостные крестьяне, зачаточное состояние промышленного производства. Основное – с/х. Король Солнца – абсолютная власть короля, поддерж-я католической религией. В 17 в проникает протестантизм с движением гугенотов. Труд не является наказанием – протестантизм – ростки капитализма 24. 08. 1574 года варфоломеевская ночь столкновение между (гугенотами) протестантами и католиками. Краткая хар-ка эпохи. Спос-ти к математике с детства. «Геометрия царица математики, а математика царица всех наук». Родился в знатной дворянской семье, закончил колледж (иезуитский) Весь мир должен быть охвачен всеобъемлющей системой философского знания, великий систематизатор фил знания (Арист, платон)1618 офицер Француз армии за испанское наследство
Декарт (1596-1650)
(Бэкон основывался на физике, природе). А Декарт опирается на математику и геометрию. Из знатной и богатой семьи. Хотел создать общее философское знание, которое обхватит весь мир. Но отсутствие во Франции свободы мысли. Он в 1618 записывается в армию (идет 30-летняя война). В 1629 году – навсегда уезжает из Франции в Голландию. 1649 г. В Швецию.
Его работы: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе для руководства разума и отыскание истины в науках», «принципы философии» (начало философии)
Дедукция – переход от рационального к чувственному – Декарт.
В структуре рационального познания мира он выделяет особый слой понятий, суждений и умозаключений – называемый идеями (самое начало познания, фундамент, с которого начинается знание). Понятие идей Платона для Декарта – совершенные образцы мыслей в его голове.
5 свойств рациональных идей:
1) Ясность (полная осознанность, которая должна характеризовать каждую идею – формулируемая в понятиях научного языка (например, зубная боль –это не идея, а состояние/пока мы её ощущаем, а когда человек осознает зубную боль и говорит это, то ощущение становится суждением)
2) Отчетливость (идеи могут быть ясными, но не отчетливыми, а смутными; иногда может болеть не зуб, а нерв, когда я пришел к врачу – источник, предмет идеи не тот, как думал человек, может быть неясен источник идеи)
3) Достоверность (для идей основополагающее – абсолютная истинность, идеи вечны и неизменны – обладают абсолютной достоверностью – истинный свет разума, Декарт вводит понятие (условия, при котором мы можем достигать 1ые три пункта (свойств идей): достичь рациональных идей 1, 2, 3 только тогда, когда мы сомневаемся (до этого это было 4 свойство – Гамлет). А Демокрит имеет в виду гносеологическое сомнение – это постоянные вопросы себе и миру. Сомневаться надо и в чувственном, и в рациональном познаниях. Сомневаться в существовании мира, Бога, в собственном существовании – это всё должно быть доказано. Сомнение должно сопровождать все мыслительные действия, потому что тогда мы начинаем мыслить. Только сомнение несомненно. (современники ставили эту концепцию под сомнение). Я мыслю, следовательно, я существую (Когито эрго сам) Я сомневаюсь – мыслю – существую. Эта достоверность недоказуема, идеи должны быть просты, что нам необходимо доказывать
4) Интуитивность (усмотрение истин без всяких доказательств)
5) Врожденность/характер, врожденные идеи (для Бэкона все берется из чувственного познания, а для Декарта – многие идеи даются с рождения – у ребенка нет опыта, но есть интуиция, для Декарта – неученое знание в отличие от Кузанского)
17. Декарт о рациональных идеях в философии и естественных науках, их интуитивном и врожденном характере.
Основные рациональные идеи делит на философские и естественно-научные. Философские идеи, отвечающие пяти признакам, это идея сомнения – она ясная, отчетливая и др 5 пунктов, идея мышления – это тоже все 5 пунктов. То, что мыслящее существо есть – это тоже основополагающая рациональная идея. Я мыслю, следовательно, я существую – единственное обоснования себя. Существует сомнение,значит существует мышления – то и я. Философские идеи рационального характера понятны и ребенку. Ребенку известно, что мир построен на причинно-следственных отношениях. Ребенок постоянно спрашивает «почему?».
Невозможно построить научную картину основываясь только на философских рациональных идеях. Для построения естественно-научной картины мира, необходимы еще и рациональные идеи, математические идеи, отвечающие всем 5ти признакам. Таких много, которых нельзя доказать, но очень ясны, что понятны и ребенку: Шар имеет одну поверхность – очевидная идея, врожденная, интуитивная, невозможно её доказать. 2 равные линии+2 отрезка= опять 2 равные линии – невозможно доказать, но очевидно. Эти идеи составляют фундамент всякого знания, а не с чувственного –они не организуют наше мышление и чувство. Наше сознание нечисто, с рождения. Рациональные интуитивные и врожденные идеи организуют наше мы мышления и чувства. С этих идей должно начинаться научное исследование, т.е. наше знание никогда не бывает чистое. Почему человек ошибается? – потому что мы не умеем развивать идеи, не обладаем дедукцией, мы неправильно переходим от общего к единичному.
Среди основополагающих идей мы находим еще одну идею. Не относящаяся ни к философ. Ни к естественным – это идея Бога в нашем сознании, она есть у каждого человека.
18. Идея Бога и способ доказательства бытия Божьего в философском учении Декарта. (идеализм, деизм, дуализм)
Среди всех идей находится в сознании человека главная идея Бога. Она схожа с идеей Платона (блага). У Декарта - это идея Бога.
Аристотель – Бог – вечный двигатель. Христианство – единственный творец, пантеизм – Бог везде. Декарт – сумма всех свойств идей, которые находятся в сознании человека. Для Декарта Бог, идея Бога –идея божественного разума. Бог не столько творец, спаситель, демиург, а божественный разум, мельчайшая частица которых находится в сознании человека в виде разумных идей. Бог имеет все идеи обо всем, что существует и может существовать, таким образом осуществляет творящую силу. Бог – разум – рационалистическая система.
Откуда и как в человеке возникает идея Бога? Они врожденные. Идеи могут появиться в разуме человека только одним способом: и внушил сам Господь Бог, значит он существует. Совершенство человека относительно, откуда мы знаем о несовершенстве? Потому что есть абсолютное совершенство. Если есть идеи лешего, ведьмы, то не значит, что они существуют. Чтобы распознавать несовершенство, надо быть абсолютным совершенством. Только сознание Бога и может удостоверить его существование.
(Фома Аквинский : каждая причина имеет свою причину существования, а у нее тоже причина – в конце Бог)
Доказательство Бытия Божьего в Античности ученые находили во внешнем мире. А Декарт : мы еще не доказали существование внешнего мира, то что я мыслю – существую, значит я есть. Это доказательство из разума, а не из мира и религии. Идея Бога – врожденная.
Истинное назначение разума – свидетельствует о существовании Бога – коперниканский переворот в философии, поворот к человеческому разуму.
19. Декарт о Боге как творящей субстанции и его атрибутах. Понятие деизма.
Бог – творящая субстанция (корень дерева, устойчивая основа бытия). У Бога есть определенные атрибуты (лат. Атрибус – «наделять», «Наделенный») – необходимые и неотъемлемые свойства одной вещи (атрибуты): 1)всеведение 2) всемогущество (осуществляется в творении мира) 3) всесовершенство Бога. Модусов – нет.
Бог творит 2 мира (субстанции): материальный (мир природы) и духовный (человеческая душа). Схожа с христианской концепцией – рационалистический вариант, но нет! Бог не вмешивается в мир. Он не творит чудо, больше он не вмешивается и не может его изменить. Противоречие. Он всемогущ, но не может изменить мир- объясняет - всё, что происходит в мире подчиняется законам (Бог их придумал, но не в силах их изменить)
Бог не общается, не корит, не поощряет человека. Такая концепция называется деистической.
Деизм (деис – по лат. Бог, теос – греч. Бог) – всемогущество в сотворении мира и ограничении в его изменении. Это философский Бог (как Демиург). Шаг к естественно-научной картине мира (после пантеизма/картина мира без Бога)
- 2 мира она называет субстанциями (это сотворенные, а не творящие субстанции)
20. Декарт о сотворенных субстанциях, их атрибутах и модусах. Понятие дуализма.
В каждой субстанции есть атрибуты (необходимые и неотъемлемые свойства предмета) и модусы (приходящие, в зависимости от ситуации и внешней оболочки свойства вещей)
Материальная субстанция:
- атрибуты - пространство (у Платона хора – пространство)объединяющее свойство вещей – всё обитает в пространстве
- модусы – все остальное (физические свойства, кроме пространства), цвет, запах, движение – модус ( ибо обусловлено другими предметами)
Духовная субстанция:
- атрибуты – мышление (интуитивное, врожденное) отличие от животного – есть дух, но нет артибута
- все психические свойства – ощущения, эмоции
начинает эту систему и заканчивает – сомнением.
Разделил совершенно два мира, разные миры: мышление вне пространства, физический и психологический миры (нет физических свойств). Объединяет только создатель – Бог. Для Бэкона движение внутри всего – атрибут.
? как может духовный мир познавать материальный мир и давать истинные знания (истинно постигаемый мир)
Дуализм – двойственность мира (двойной)
Мир двойствен:
- сосуществование двух независимых друг от друга субстанций (сотворенных метрии и духа)
Идеалистическая система Декарта.
Бенедикт Спиноза (Амстердам –голландский философ) Борух – настоящее еврейское имя.
Философское мировоззрение. Младший современник Декарта (1632 – 1677)
Учился в синагоге (до 24 лет жил в Амстердаме, потом скитается, умер в Гааге), воздействие трудов Декарта в раннем возрасте (15-16 лет) на Спинозу = переворот сознания, плохо влияет на сверстников, уходит от иудаизма, нет наследства, шлифовщик линз (мастер)
- «Основа философии Декарта» (1ая работа). Резко отрицательное отношение к иудаизму (христианству) нерелигиозное сознание (христианская церковь объявляет гонения)
- Богословско-политический трактат (научная критика Библии) Мастер шлифовальщик линз (мастер микроскопов)
- Трактат о совершенствовании человеческого разума
- «Этика» (главный незаконченный труд, учение о нравственности – этика) подзаголовок: доказанная в геометрическом порядке (ориентирование на математику – геометрию==/ аксиомы, теоремы, доказательства, около 300 теорий, леммы – из других наук, вспомогательные теоремы, выводы)
Проблемы антологии, гносеологии. Задача: научить человека быть счастливым. 5 глав (частей). Понятие Бога, познание. Важная задача – дуализм – сосуществование двух независимых субстанций (духовной и материальной) « как наш дух (неизвестно что) познает закономерности физического материального мира?»
21. Учение о субстанции у Декарта и Спинозы: общее и отличия
Декарт | Спиноза |
Бог =творящая субстанция Деизм – философское учение, согласно которому Бог сотворил мир, дал законы его существования, но далее в существование и развитие миров не вмешивается Дуализм Идеализм (мир творится божественным духом) Отдаляет Бога от природы | Бог = творящая субстанция = равная природе Бог есть природа, как бы материальная вещь Бог есть « вещь мыслящая и протяженная» (в индекс запрещенных книг) Все явления природы творятся самой природой, популярная точка зрения среди научных исследователей. Почему он не отказался от понятия Бога? Предельно сближает природу и Бога Пантеизм Монизм Материализм |
Пантеизм
Бог= природа= бог не творит мир (самого себя). Не растворение, просто Бог=мир
Бога невозможно извлечь из природы (тождествен) Бог покинуть природу не может (в пантеизме – растворяется в природе и если хочет – может покинуть мир) ==== Неклассический Пантеизм
1 субстанция – Бог= природе (свойства этого мира). Возврат к Фалесу и Гераклиту – монизм (один). Всё , что происходит в природе обусловлено законами самой природы. Материализм. Шаг к решению проблемы разделения 2х сотворенных субстанций (1 субстанция - решил проблему)
22. Спиноза об основных свойствах субстанции (пространственной бесконечности, надвременной вечности, внутренней причинности, свободной необходимости)
Декарт | Спиноза |
Атрибуты: 1) Всеведение 2) Всемогущество 3) Всесовершенство== 2 субстанции со своими атрибутами и модусами | А) пространственная бесконечность (нет предела миру – нигде и никогда) бесконечность в пространстве Б) субстанция вечна (бесконечность во времени). Раньше вечность –то, что существует вне всякого времени (вечность не связана с временем), вечность – надвременное понятие. Законы, лежащие в основе природы не изменяются – гравитация.. Законы природы – и есть выражение вечности. Бог нужен, чтобы подтвердить эту гипотезу авторитетом. Бог – бесконечен и вечен =полезен для Спинозы Бог вечен = природа тоже как Бог – нет начала конца и вневремени, надвременная вечность В) причина существования мира? Выводит философию: субстанция или бог (деус) или натура (природа) – causa sui (причина себя) Единственная вещь – внутренняя причинность, причина есть сама в себе Г) свободная от внешних причин и зависимости, подчиняется только самой себе (законам и желаниям) субстанция «свободна» Свободная необходимость |
23. Спиноза о реальных атрибутах субстанции (протяжение и мышление)
Протяженность и мышление – как реальные атрибуты субстанции и свойства вещей
Природа производящая: natura naturans и природа произведенная (вещи) natura naturato
Субстанция порождает вещи
Реальные атрибуты – присущи и вещам и субстанции
Реальные атрибуты субстанции и вещей:
- Протяженность (протяжение) пространственная характеристика вещей , измеримостью обладает
- Мышление
У Декарты были атрибуты двух разных миров. Присуще всем вещам и одной субстанции (богу)+ вся природа мыслит (живой организм).
Через это субстанция творит вещи (!)
Выделяет 2 аспекта (смысла) в понятии мышления:
- Рациональное (чувственное) познание человеком мира (познавательная деятельность человека)
- Весь мир обладает свойством - мылслимостью или познаваемостью (мышление – свойство человеческого ума)
Внутренняя связь между законами, которые лежат в основе мира в целом и каждой вещи, связь между законами в основе природы и в основе мышления
Законы причинности (общие законы вещей, человека)
Мир открыт нашей мысли, открытость мира человеческому познанию.
Субстанция тоже, законы общие, можно проникнуть в суть вещей.
24. Учение Спинозы о вещах как модусах субстанций. (фаталист, судьба – совокупность причин, необходимость от Демокрита)
Вещи как модусы субстанций (противополжны атрибутам)
Пространственная бесконечность | Пространственная конечность |
Надвременная вечность | Временная длительность |
Внутренняя причинность | Внешняя причинность |
Свободная необходимость (сама от себя зависит) | Внешняя необходимость и отсутствие случайностей |
Движение к полной несвободе человека (тоже вещь)
Если нет свободы – нет вопроса добра и зла и смысл жизни теряется (счастья нет)
Если человек свободен, то вывпадает из системы (субстанция или атрибут, но нет!) тогда он не свободен. У Спинозы счастья без свободы – нет.
Модус – то, что существует в другом и представляется (познается) через другое.
Вещь может существовать без модусов, но модус без вещей нет. ? непонятный переход, разрыв от атрибутов к модусам? Откуда душа, как возникает душа?
25. Просвещение как общественно-политическая и культурно-идеологическое явление.
Век укрепления основ буржуазного общества (Голландия и Англия). Век подготовки буржуазных революций там, где их еще не было. (в первую очередь во Франции в 1789 г.). Франция во многом продолжает традиции 17 века, где наука – центр всей культурной жизни. В ней изменилось: не только средство познание мира, открытий законов, а и средством воспитания человека, общества. Были убеждены, что всякому прогрессу должен предшествовать прогресс человеческого сознания. В сознании люди должны быть идеалы и идеи, которые дадут представления о прогрессе. Идеалы: свобода, равенство и братство. 18 век наследник эпохи Возрождения (человек – высшая ценность). Идея равенства: многие были убеждены, что все люди равны перед природой (дает равные способности – что-то больше, что-то меньше, но они равны по количеству). Общество должно помочь каждому развить его способности (равенство всех людей перед законами + монарха) – идеи деизма (Декарт: Бог царствует, но не управляет, пантеизм – Бог в природе, но не управляет ею). Люди считали, что это идея равенства. Если они равны, то они не могут не стать братьями и сестрами. Считали, что в природе господствует гармония – общества должно повторять за природой – основа братства людей. Эти идеи нужно было заложить. Не все люди разделяли эту точку зрения (1 и 2 сословие: дворянство и духовенство, а 3 сословие торговцы и ремесленники были за)
Просвещение – идейное течение в 18 веке (как гуманизм в 17 в.) Одним из самых ярких изданий просветительства – французская энциклопедия (собрать в единое издание все научные данные и сведения по всем наукам и отраслям знаний с 1751-1780 (35 томов) Издание возглавили Дени Дидро и Жан Даламбер. Писали там Поль Гольбах, Шарль Монтескье и Давид Юм. Главная идея энциклопедии – люди все равны между собой (некоторые народы еще на другом этапе политической власти, общественного положения, но в этом виновата установка власти и ее надо менять.
Главный вопрос философии: что такое человеческое сознание и каково отношение сознания к окружающему людей материальному миру. Как влияет сознание на материю, и наоборот. Отношение между материей и сознанием.
26. Об отношениях между материей и сознанием (ВОМС)
Вопрос не новый. У Платона – хора – материя – начало мира.
В античности под материей понималась природа, материальный мир. А здесь материя отделяется от понятия природы. Не только естественная природа (Бог пан), а и природу, которую производит или участвует в возникновении человек, а это вторая природа. К материи стали относить явления материальной культуры. В понятие материи включаются все процессы человеческой деятельности + отношения между людьми.
Изменение с понятием «сознание». До этого оно редко было, а знание и мнение. Сознание – осознанное знание. (было и неосознанное знание - интуиция.
Суть ВОМС: (постепенно открыто в 18 веке), включает 2 аспекта:
1) Вопрос о том, что первично, и что вторично в отношении между материей и сознанием. Имеет характер онтологический. Философы разделились: 1) материя первична (еще с 17 века Лейбниц провел классификацию на материалистов и идеалистов) 2) первично сознание – идеалисты (философское м.р.з) Эти понятия исчерпывающим образом характеризуют всю структуру мироздания (материализм и идеализм)
2) аспект гносеологическое содержание вопроса. Познаваем ли материальный мир через сознание человека. Философы делятся: материальный мир познаваем через сознание (порядок и связь вещей те же, что и связь вещей по Спинозе. Декарт усомнился в познаваемости материи). 1 деление философов «Гносеологический оптимизм» - вера в то, что наше сознание может постигнуть мир. 2 лагерь гносеологический пессимизм» - возможности какие-то есть у человеческого сознания, но мир мы никогда не познаем, эти законы бесконечны, а человек приходящий, он конечен.
Агностицизм – не познавание мира.
Материя – физическая реальность. Материализм – направление в философии.
Основ типы мрз 2 стороны ВОМС | Материализм | Объективный идеализм | Субъективный идеализм | |
Религиозно-философский объективный идеализм | нерелигиозно-философский объективный идеализм | |||
1.Что первично и что вторично в отношении между материей и сознанием | Материя первична, объективна, т.е. существует до сознания, как вторичную субъективная в человеке реальность | Сверхиндивидуальное сознание безличного Бога – первично и порождает весь мир, материю, как вторичную реальность | Сверхиндивидуальное вне божественное сознание первично и является предметом подражания для материи как вторичной реальности. | Индивидуальное сознание первично и является совокупностью элементов психики, из которых состоит материя, как вторичная реальность |
2Познаваема ли материя через сознание и достижима ли объективная истина | Материя познаваема, и объективная истина достижима. 17 век – Бэкон, Спиноза 18 век – Дидро, Гольбах. Гносеологический оптимизм | Сочетание элементов гносеологического оптимизма (Вальтер, Руссо) и пессимизма (17 в. Декарт) | Мир не познаваем, почти во всех теориях гносеологический пессимизм или агностицизм. Давид Юм – шотландец и Джордж Беркли - ирландец |
Материя долго существовала до возникновения сознания человека, значит она первично по отношению к сознанию. У австралопитеков возникают первые проблески сознания, появляются человеческие действия. Материя порождает человеческое сознание, является причиной возникновения и существования сознания. Материя постепенно развиваясь достигает такого уровня, что появляется мозг – самая сложная форма материального мира. Сознание похоже на свою родительницу. В основе материи лежит свойство схожее с человеческими ощущениями.
27. Понятие материализма. Основные представители 17-18 веков материалистической философии.
Франция (Дидро, Поль Гольбах, Бэкон, Джон Локк.. По ребенку узнаем родителей, по сознанию можем судить о материи.
Объективная истина достижима, материя познаваема (гносеологический оптимизм). Ученые тяготели к материалистической теории.
Материализм – философское направление (тип м.з.р), который полагает, что в отношениях между материей и сознанием, материя первична, а сознание вторично, и которое считает, что материя познаваема через сознания человека, и объективная истина достижима.