Билет №23. Раскройте критерии возрастной периодизации. Проанализируйте периодизацию психического развития по Д.Б. Эльконину.

Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует к себе особого подхода. Задача системы образования и всех взрослых – содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

Возраст— определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.

Проблема возрастной периодизации самая трудная в психологии.

Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов.

Например, П.П.Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка; З.Фрейд считает системообразующим фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов; Жан Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д.Б.Эльконина, основанная на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

Критериями периодизации выступают:

- социальная ситуация развития – специфические для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, в которой происходит психическое развитие человека; это система отношений с другими людьми, т.е. воздействия взрослых на ребенка и переживание ребенком своей позиции в социуме;

- ведущий вид деятельности – вид деятельности, который оказывает влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований;

- центральное новообразование возраста – психологические новообразования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.

Переходы между различными периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношении взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическим, или кризисами возрастного развития.

В детской психологии выделено 4 основных кризиса:

- кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);

- кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);

- кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту).

Источник возникновения кризисов – противоречия между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения.