Билет №21. Изложите сущность положения Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Аргументируйте взаимосвязь психического развития и обучения.

 

Феномен зоны ближайшего развитиясвидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, ‑ писал Л.С. Выготский, ‑ когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Определение уровня актуального и потенциального развития составляют нормативную возрастную диагностику в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенкаслужит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Выдвигая эту идею, Л.С. Выготский решительно выступал против функционализма современной ему психологии. Он считал, что человеческое сознание ‑ не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте ‑ память, в школьном ‑ мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря ‑ обобщению. Развитием обобщения и изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управлять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Но в то же время идея, высказанная Л.С. Выготским в 30-х годах, имела ряд существенных недостатков. Во-первых, схема сознания носила интеллектуалистический характер. В развитии сознания рассматривались лишь познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалось за пределами внимания исследователя. Во-вторых, Л.С. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей. При этом он большое значение уделял роли межличностного взаимодействия. В-третьих, возрастная психология во времена Л.С. Выготского была исключительно бедна экспериментальными фактами, поэтому его гипотеза не была экспериментально подтверждена.

 

Психическое развитие и обучение. Переход от одной ступени психического развития к следующей обусловлен изменением социальной ситуации развития. Вследствие изменения условий, в которых развивается человек, у него формируются новые психические функции, процессы, свойства, поведенческие реакции – новообразования. Каждый из возрастных периодов является сензитивным (благоприятным) для формирования тех или иных новообразований.

Знание новообразований и сензитивных периодов необходимо педагогу для того, чтобы сопоставить уровень того, что ребенок может освоить с тем, что у него сформировано в настоящий момент, что ему необходимо формировать. Важным для оптимизации психического развития личности ребенка являются (по Л.С. Выготскому) зоны ближайшего и актуального развития. То, что ребенок в данный момент способен сделать, постичь, понять самостоятельно, Л.С. Выготский назвал зоной актуального развития. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения. Уровень, на который ребенок в своем развитии способен подняться в сотрудничестве со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью назван зоной ближайшего развития. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого.

По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в психическом развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития».

В то же время обучение не должно «отрываться» от развития ребенка. На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности детей, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими детьми, т.е. саморазвиваться. Поэтому обучение должно быть целенаправленным, специально организованным.

Чтобы обучение по-настоящему развивало ребенка оно должно отвечать ряду условий:

1. Важно знать чему учить ребенка.

2. Не менее важно и то, как учить ребенка.

Гуманистическая система воспитания и обучения предполагает прежде всего личностный подход к каждому воспитаннику. Поэтому необходимо изменить ориентацию педагога не на программу, а на ребенка, его самочувствие, нужды, интересы.