Билет№3. Раскройте понятие о психике, опишите её структуру. Проанализируйте свойства психического отражения.

 

Современная психология рассматривает психикукаксвойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение воздействий предметов и явлений реальной действительности.

Однако это свойство головного мозга не является материальным, хотя оно реально, т.е. действительно существует.

Психика всегда имеет определённое содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем мире.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Таким образом, психика – это внутренний мир, который складывается и функционирует под воздействием внешнего мира и познать её возможно только через анализ деятельности, поведение человека.

Основными положениями теории отражения является, во-первых, утверждение о том, что психика – свойство мозга, его специфическая функция; во-вторых, то, что эта функция носит характер отражения; в-третьих, правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения (по сравнению с физическим и физиологическим).

На высших его стадиях формируется сознание и самосознание, для которых характерно отражение как:

o путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

o самоконтроль и самовоспитание;

o путь познания других;

o путь познания социальной жизни и социальных отношений

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей (свойств):

1. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями.

2. Это субъективноеизбирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей, преломляется через индивидуальность. Психика – это "субъективный образ объективного мира".

3. Оно даёт возможность правильноотражать окружающую действительность.

4. Совершенствуетсяв процессе активной деятельности личности.

5. Углубляетсяи совершенствуется.

6. Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

o познавательные(когнитивные) – обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

o эмоциональные– осуществляют избирательное отношение человека к воздействиям, идущим из внешнего мира и изнутри человека, на основе этого осуществляется оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоциональных переживаний.

o волевые – обеспечивают произвольную регуляцию поведения и деятельности человека посредством принятия решения, выбора варианта действия, контроля, что позволяет достичь наилучшего результата.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки (социальной среды), физиологических факторов (физическое состояние), хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.), индивидуальных особенностей человека.

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

o жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

o темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

o способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

o характер как систему отношений и способов поведения.

Основными функциями психики являются:

- функция отражения (осознание окружающей действительности и самого себя),

- функция регуляции (психики и деятельности человека),

- осознание человеком своего места в мире.

 

 

Билет№4.Раскройте роль психологии, психологической культуры в развитии личности. Аргументируйте значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.