Документы

Э. Дюркгейм.

Чем примитивнее общества, тем более сходства и между состав­ляющими их индивидами...

Однако еще довольно распространено мнение, что цивилизация, наоборот, имеет следствием увеличение социальных сходств...

Прошло время, когда совершенным человеком нам казался тот, кто, умея интересоваться всем и не привязываясь ни к чему исклю­чительно, обладал способностью всё пробовать и всё понимать и находил средства соединять и собирать в себе всё лучшее в цивили­зации. Но в настоящее время эта общая культура, столь хвалимая когда-то, производит на вас впечатление чего-то изнеженного и рас­слабленного... Нам кажется, что это состояние отчуждения и неопределенности содержит в себе нечто антисоциальное

Благовоспитанный человек былых времён в наших глазах про­сто дилетант, а мы отказываем дилетантизму во всякой моральной ценности. Мы видим скорее совершенство в конкретном человеке -....который имеет свою органическую задачу и посвящает себя ей, который делает своё дело, оставляет свой след... Поэтому мораль­ный идеал вместо прежнего... каким он был, всё более и более раз­нообразится Мы уже не думаем, что единственный долг человека — осуществить в себе черты человека вообще; но мы убеждены, что не менее важны его профессиональные обязанности... Словом, одной из своих сторон категорический императив морального сознания теперь принимает следующую форму: сделай себя способ­ным с пользой осуществлятъ определенную функцию.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда// Метод социологии. М., 1991.С.46- 48, 56-57.

П. А. Кропоткин.

Посмотрим, что же такое свобода? Человек, которому пришлось сказать себе «Я отказываюсь от такого-то удовольствия, чтобы из­бежать наказания», — человек несвободный...

Мы прекрасно знаем, что человек не может и не должен освободиться ни от привычек известной честности (например, от при­вычки быть верным своему слову), ни от своих привязанностей (не­желание причинять боль, ни даже огорчение тем, кого мы любим или кого., не хотим обмануть в их ожидании). В этом смысле чело­век никогда не может быть свободен. И «абсолютный» индивидуализм, о котором нам столько говорили в последнее время, особенно после Ницше, есть нелепость и невозможность.

Человек всегда принимал и всегда будет принимать в расчет ин­тересы хоть нескольких других людей, — и будет принимать их всё более и более... по мере того, как эти другие... будут определённее:

«насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские жела­ния.

Иными слонами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное повеление.

заявлять свои желания и свои чувства, свои права на равенство и

настаивать на их удовлетворении.

Кропоткин П. Л. Хлеб и воля// Современная наука и анархия. М.,1990. С.387 — 388.

Ф. Ницше.

Человек есть нечто, что должно превзойти...

Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчело­веком - канат над пропастью...

Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я; покуда чистая совесть именуется стадом лишь нечистая совесть говорит: Я. Поистине лукавое Я лишённое любви, ищущее своей пользы в пользе многих, — это не качало стада, а гибель его...

Чем совершеннее вещь тем реже она удаётся. О высшие люди, разве не все вы — не удались?

Будьте бодры, что из того! Сколь многое еще возможно! Учитесь смеяться над собой, как надо смеяться !..

Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.

Ницше Ф. Соч. 3 2-х т.М , 1990. Т.2. С.8-9,43,211, 292.

Э. Фромм.

Фрейд — последний великий представитель рационализма Про­свещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелил­ся прервать триумфальное восхваление интеллекта.Он показал, что разум является самой ценной и самой специфи­ческой способностью человека подверженной, однако, искажаю­щему действию страстей и что только после осознания их человеком разум становится по-настоящему свободным и начинает действовать должным образом. Фрейд показал как силу, так и слабость человеческого разума. .

Разум счастливый дар человека, является также его проклятие. Человеческое существование отличается в этом отношении от существования всех других организмов: оно находится в состоянии постоянной и неизбежной неустойчивости. Жизнь человека не может быть прожита как простое повторение жизни его вида, он должен сам прожить свою жизнь.

Человек является единственным животным, которому может быть скучно, которое может быть недовольно, которое может чув­ствовать себя изгнанным из рая. Человек — это единственное животное, для кого собственное существование является проблемой, которую он должен решить и от которой ему никуда не уйти. Он не может вернуться к прежней гармонии с природой, характерной для дочеловеческого состояния, он должен развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и самого себя.

Дисгармония человеческого существования порождает такие потребности, которые далеко превосходят физические. Эти потреб­ности вызывают властное стремление восстановить равновесие и единство с природой. Он делает попытку восстановить это единство и равновесие прежде всего в своих мыслях, создавая всеобъ­емлющую картину мира, которая служит системой ориентации и в которой он может найти ответ на вопрос, где он находится и что он должен делать...

Фромм Э. Иметь или быть. М, 1990 С.237 — 238.

И. Кант.

Важнейшие определения человека как цивилизованного существа:

1) склонность приобрести независимость от природных побуждений;

2) избирать образ жизни по своему усмотрению и не придержи­ваться, подобно другим животным, раз и навсегда установленного порядка;

3) способность не только наслаждаться настоящим, но и приблизить к себе часто весьма отдалённое будущее;

4)способность вступать в отношения равенства со всеми разумными существами, к какому бы классу они ни принадлежали...в силу своего безусловного желания самому быть целью, встречать со сто­роны всякого другого именно такую оценку и не быть уподобляе­мым просто как средство для целей других.

Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.С.46 - 49.

Т. Парсонс.

Мой тезис заключается в том, что процесс социализации проходит ряд стадий, определяемых как подготовка к участию в различ­ных уровнях организации общества; только некоторые избранные меньшинства готовятся участвовать с сознанием всей ответственности в более высоких уровнях организации. Системы ориентации, включённые в процесс социализации, не являются поэтому просто

« соотнесёнными» к сериям организационных уровней, рассмотрен­ных в первом разделе: в действительности они представляют собой особые разновидности организации на соответственных уровнях.

Как в первом разделе, так и здесь важно построить непрерывный ряд, который бы связывал низ и вершину модели…

Я попытаюсь обрисовать довольно схематично три основные стадии процесса социализации в нашем обществе, каждая из кото­рых в свою очередь подразделена на две более ярко выраженные подстадии. Первая из них имеет место в семье, вторая концентри­руется в начальной и средней школе и третья — н колледжах, в выс­ших и профессиональных школах. Как и следовало ожидать, разделение на категории имеет тенденцию становиться менее четким по мере приближения к вершине шкалы, поскольку и институционализация на этом уровне ещё не совершенна.

Основная семья представляет собой тип первичной, или тех­нической, социальной системы одна из важнейших функций кото­рой — социализация детей. Мы можем говорить о трёх основных стадиях процесса в период, когда семья играет главенствующую роль. Первой является стадия так называемой «устной идентифи­кации», приобретающая особо важное значение к концу первого года жизни ребенка. Она может быть названа «протосоциализацией», поскольку имеет дело с образованием базиса, на котором мо­жет быть построена структура позитивно социализированной лич­ности. Вторая стадия включает в себя упомянутую фрейдовскую «первую настоящую привязанность к объекту « или период «любов­ной привязанности» ребенка, преимущественно к матери. Третья — это период возникновения у ребёнка чувства враждебности к отцу из-за чрезмерной любви к матери.

Первая стадия не представляет большого интереса, учитывая, что она должна быть принята как не требующая доказательства. О двух других можно сказать, что они составляют интернализацию отно­сительно двух основных осей дифференциации семьи как социаль­ной системы. Таким образом, вторая стадия образуется вокруг оси поколения. Ее основной психологической проблемой является рав­новесие между «зависимостью» статуса детства от влиятельного сильного родителя и степени, автономии, или независимости, кото­рой ребёнок способен достичь как интернализованная мотивационная подсистема по отношению к родителю. На третьей же ста­дии, в так называемый «одинальный период» интернализуется по­ловой интерес, когда ребенок испытывает необходимость выборе между установившимися ролями двух полов.

Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. М.,1965. С. 58 — 60

Э. Дюркгейм.

...Человек, согласно известной формуле, есть существо двойственное. В нём два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме и круг деятельности которого вследствие этого оказывается узкоограниченным, и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллекту­ального и морального порядка, какую мы только можем познать пу­тём наблюдения. — я разумею общество Эта двойственность наш. н природы имеет своим следствием, в порядке практическом — несводимость морального идеала к утилитарным побуждениям, несводимость разума к индивидуальному опыту. В какой мере индивид причастен к обществу, в такой же мере он естественно перерастает са­мого себя и тогда, когда он мыслит, и тогда, когда он действует

Дюркгейм Э. Социология и теория познания. СПб.,1914 С.39

 

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа... он...наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений...» Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.

В. А. Сухомлинский

Человек - существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

 

Индивидуализация - общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития - также и различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем.

 

Вопросы для самопроверки.

 

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек личность? Какая личность XX века на Ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?

2. Какова структура личности?

3. Каковы основные социологические теории личности?

4. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

5. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

6. Что Вы знаете о статусно- ролевой концепции личности?

7. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

8. Чем по З.Фрейду определяется внутренний конфликт? Существуют ли способы его преодоления?

9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса на эту проблему.

10. Как специфика переходного периода развития общества отражается на уровне индивидуального и группового сознания и поведения?

11. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе?

12. Что означает понятие «девиация»? Отклоняющееся и девиантное поведение – это одинаковые понятия или разные?

 

Тренировочные задания

 

Как вы понимаете следующие выражения:

Н.Чернышевского «развивать человека в человеке»

Ф.Достоевского «Найти в человеке человека»

Л.Выготского «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке» (Психология личности Тексты. М.,1982. С.161.

В обществоведении распространен подход, согласно которому человек, весь без остатка, может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен.

Так ли это на самом деле? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте свой ответ.

Согласны ли вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине личности? Аргументируйте свой ответ.

Найдите в справочной, учебной или научной литературе определение понятий «индивид», «индивидуальность», «индивидуализм».

Индивидуализм употребляется в двух смыслах.

В позитивном смысле – означает признание абсолютных прав личности, ее свободу, суверенность, независимость от общества и государства.

В негативном смысле индивидуализм означает особый тип моральной ориентации – эгоизм. Крайние его формы приводят к нигилизму и анархизму.

А теперь приведите примеры из окружающей жизни, которые иллюстрировали бы:

А) только позитивный индивидуализм

Б) только негативный индивидуализм

В) то и другое вместе

Социальный статус личности. Статус – это положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Статус, полученный с рождения, называется предписанным, статус, основанный на том, что человек сделал сам, называется достигнутым.

Сравните статус английской королевы и статус директора школы. Различают также личный статус и социальный статус.

Обратите внимание на термин

Социальный статус – это положение личности, занимаемое в обществе, в соответствии с возрастом, полом, семейным положением.

Задания

Определите личный и социальный статус героев произведений Гоголя, Чехова, Зощенко и т.д. Определите свой статус.

Итак, социальный статус личности, т.е. положение, место, роль, может соответствовать полу, профессии, возрасту, происхождению и т.д. Он может меняться.

Придумайте (или вспомните) ситуацию смены социального статуса вымышленным или реальным человеком.

Социальная роль: Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры, у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль.(У.Шекспир).

Действительно, каждый играет роль, причем много социальных ролей.

Обратите внимание на термин

Социальной ролью называется ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом. Социальная роль – определенная модель поведения, определенная функция, которая должна отвечать ожиданиям окружающих.

Задание. Подумайте. Какие социальные роли играете вы в жизненном театре? Подумайте, какие роли вы сыграли в течение сегодняшнего дня?

Обратите внимание на термин

Социальный престиж – это оценка, которую общество дает статусу или должности.

Авторитет личности – степень признания достоинств личности.

 

Контрольные вопросы

1.В социологии термином «личность» обозначается:

А) .представитель homo sapiens

Б) девиант

В) всякий человек с момента рождения

Г) каждый живущий в обществе и прошедший социализацию

2. К агентам первичной социализации относятся:

А) друзья

Б) журналисты местных СМИ

В) руководители предприятия

3. Мотивация социальной деятельности включает в себя потребности, интересы личности:

А) традиции

Б) обычаи

В) ценностные ориентации

Г) нормы

4. Усвоение личностью правил ролевого поведения ведет к:

А) депривации личности

Б) повышению конфликтности личности

В) снижению ее конфликтности

Г) повышению дохода личности

5.Процесс переработки личностью усвоенного материала, в ходе которого происходит пересмотр ряда установок и представлений, называется:

А) конформизм

Б) депривация

В) десоциализация

Г) ресоциализация

6.Умение переключаться с одной социальной роли на другую определяется, как:

А) ролевое однообразие

Б) ролевая некомпетентность

В) ролевая стабильность

Г) ролевая компетентность

7.В соответствии с концепцией К.Платонова иерархической структуры личности, «подструктура опыта» включает в себя:

А) половые и возрастные свойства

Б) эмоции и чувства

В) умения, знания, привычки

Г) убеждения, привычки, мировоззрения

8.Механизм социализации, выражающийся более или менее точным копированием индивидом поведения других людей, называется:

А) воспитание

Б) убеждение

В) имитация

Г) интсриоризация

9.Синонимом понятия «социальный статус»» не является термин:

А) социальный ранг

Б) социальное положение

В) социальная роль

Г) социальная позиция

10. При каком способе защиты от ролевого конфликта индивид перекладывает ответственность на других людей – в случае

А) рационализации

Б) интеграции

В) идентификации

Г) регулирования

11. Отличие социализации детей от социализации взрослых состоит в том, что:

А) в процессе детсой социализации дети сам способны оценивать социальные нормы

Б) в процессе детской социализации в большей степени формируются навыки

В) в процессе детской социализации формируются базовые ценности личности

Г) детская социализация выражается в изменении их внешнего поведения

12. Осознанная потребность, в которой отражается отношение человека к условиям жизнедеятельности, называется:

А) побуждение

Б) роль

В) статус

Г) интерес

13. Тип личности, отвечающий потребностям функционирования определенной исторической эпохи:

А) идеальная личность

Б) конфликтная личность

В) нормативная личность

Г) асоциальная личность

14. Склонность человека изменять свои мнения, суждения, оценки под влиянием мнений других людей называется:

А) самомнение

Б) эгоизм

В) конформизм

Г) доминирование

15. Отношения структурной зависимости основаны на:

А) различиях мотивов власти и подчинения

Б) различиях в потребностях индивидов

В) различиях в социальных ожиданиях

Г) различиях в статусах

16.Отличием социального статуса от социальной роли является:

А) иерархичность

Б) эмоциональность

В) изменчивость

Г) относительность

17. Термином «Меня» представитель символического интеракционизма Дж.Мил обозначил:

А) менталитет человека

Б) отношение человека к обществу

В) воспринятые индивидом оценки окружающих

Г) эмоции индивида

18. Признаком десоциализации в экстремальных условиях, согласно концепции П.Гоффмана, является:

А) общение с людьми

Б) изоляция от общества

В) укрепление прежней статусной позиции

Г) отсутствие переименований и переодеваний

19. Оптимальным способом снятия ролевого конфликта является:

А) разделение ролей

Б) отрицание ролей

В) объединение ролей

Г) регулирование

20. Ролевой набор – это:

А) функции общества, которые выполняются теми или иными людьми (врачи, учителя)

Б) репертуар театрального коллектива

В) совокупность ролей, выполняемых индивидом в рамках одного статуса

Г) то же, что и статусный набор

Рекомендуемая литература

1.Волков Ю.Г. Социология. – М., 2010. С.210-245, 317-325.

2. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М., 2010. – С.433-507.

3. Козырев Г.И. Социология. М., 2008. – С.111-127.

4.Кравченко А.Н. Социология.- М., 2010. – С.167-168.

5.Фролов С.С. Социология. – М., 2010. – С.74-100.