Методы принятия решений
Решения обычно принимают на базе собственного или коллективного опыта, эксперимента, анализа научных исследований.
Опыт. Утверждение «опыт — лучший учитель» оправдано лишь случае, если этот опыт тщательно анализируется, а не слепо повторяется и если выявляются причины успеха и неудач, учитывается конкретная ситуация.
Эксперимент основан на апробации на практике одной или нескольких альтернатив с целью их оценки. Существуют решения, которые не могут быть приняты без проведения эксперимента, подтверждающего правильность выбора. Например, решение о серийном выпуске машин, станков, бытовых приборов и т. д. может быть принято только после испытания одной или нескольких моделей. Эксперимент широко используется для принятия маркетинговых, организационных и кадровых решений. Но следует принимать во внимание его высокую стоимость. Эксперимент может быть использован только в том случае, если доход (или полезность) от результатов принятого решения будет значительно превышать затраты. Существуют математические методы, позволяющие провести такую оценку.
Процесс принятия решений – центральный пункт теории управления.Управленческое решение – центральный момент всего процесса управления, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
В таблице представлено содержание основных этапов принятия и реализации решения.
Таблица 1- Содержание основных этапов принятия и реализации решения
Фаза | Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах | 1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы | 2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы |
3. Формулирование целей решения проблемы | 3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы | 4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения | 5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме |
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи | |
6. Выбор лучшего варианта | 6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения | 7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения |
8. Реализация решения | 8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование–процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. Модель– это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.
При разработке решений широко используются:
-концептуальное моделирование,т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;
-математическое моделирование,т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения;
-имитационное моделирование,т.е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.
Классификация решений:
По степени влияния на будущее организации – стратегические, тактические, оперативные.
В соответствие со временем реализации – долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный.
По степени обязанности – директивная рекомендательная и ориентирующая.
По функциональному назначению – организационная, координирующая, регулирующая, активизирующая, контролирующая.
По сфере реализации – производственные, сбытовые, исследовательские и т.д.
Также решение классифицируется по способу принятия, по преднамеренности, по широте охвата и по содержанию.
Требования к управленческим решениям:
Иметь ясную цель быть.
Быть обоснованными.
Иметь адресата и сроки исполнения.
Быть не противоречивыми.
Быть правомерными.
Конкретность, реальность, гибкость, признаваемость, проверяемость, совместимость.
Процесс принятия решений:
Диагностика проблемы
Формировка органически и критериев принятия решения
Определение альтернатив
Оценка альтернатив
Выбор альтернативы
Реализация решений
Оценка результатов.