Вопросы и задания для обсуждения

Занятие 3. «Культура речи педагога».

1. Из каких элементов складывается воздействие речи на слушателей?

2. Назовите признаки культурной речи.

3. Техника речи в подготовке преподавателя.

4. Какие компоненты включает в себя техника речи?

5. Формы и качества педагогической речи.

6. Функции педагогической речи.

7. Определите факторы воздействия речи.

8. Назовите признаки речи культурного человека.

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Упражнение: лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать тоже самое - стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук – голос. Особенности голоса педагога – сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр, дикция.

2. Сила – активность работы органов речевого аппарата: проговорить согласные с силой выталкивая звуки - П, К, Х; Г, Б, Д.

3. Полетность – способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость: крикнуть растянуто «А – ле – нуш - ка! «И – ва – нуш - ка», «Э – во - лю – ци - я!».

4. Гибкость, подвижность, диапазон, тембр – умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Чтение стихотворения – с последовательным понижением регистра голоса, выразительно. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строгой индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса может повлиять на изменение его тембра. Экспериментально доказано, что низкие голоса лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.

 

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Я опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном. Хоть опустился глубоко.

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом

 

5. Дикция, ритмика (скорость) – четкое произношение звуков, соответствующее фонетической норме данного языка. Чтение скороговорок:

· У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.

· Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла.

· Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

· Осип охрип, Архип осип.

· Побежали поросята по росе, потерялись поросята да не все.

· Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

· Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

«НАСОС». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте - вдох, а наклоняясь - выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: с силой выдыхая воздух «фффуу!»

«ВЕЖЛИВЫЙ ПОКЛОН». Позиция первая - поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая - медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «Здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.

«ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ». Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т.п.

«НА ОДНОМ ДЫХАНИИ». Произнесение большого по объему речевого периода «на одном дыхании» - глубоко вздохнуть и на выдохе проговорить текст.

«Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный: Робким ничтожным меня справедливо бы все называли, если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный...»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

«САМОЛЕТ». Изобразите звук взлетающего, летающего и приземляющегося самолета (использование громкости - тихо, громко; высоты звучания - низко, высоко).

«СТОП». Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло, голова, зуб и т.д. Необходимо стонать с помощью различных звуковысотных тонов и громкости.

«ЭХО». Произнесите дважды «Ау!». Первый раз - зовете. Второй - отдаленное эхо.

ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«ВЗРЫВАЮ». Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их - П! Пь! Т! Ть! К! Кь!

Произнесите следующее: к бдительности; к птице; об ткацкий станок; абстракция; обструкция; обстрелять; взбежал; вправил; вкрадчив; на ум взбрести; о нем вздыхать; курок взвел.

«ИМИТАТОР». Займитесь имитированием звуков: стук колес поезда, пулеметная очередь, цокот подков, быстрое звяканье ножниц, падающие капли дождя, чириканье воробья, кваканье лягушки.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ОБРАЗНОСТИ, МЕТАМОРФИЧНОСТИ РЕЧИ.

«ДИКТОВКА». Продиктуйте (медленно, четко артикулируя каждое слово, подчеркивая ясность произнесения окончаний слов, ярко интонируя знаки препинания) текст скороговорки:

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Второй раз диктуйте по - быстрее, а третий раз — еще быстрее. Помните, чем быстрее произносятся слова текста, тем ярче должен звучать интонационный рисунок мысли, тем точнее и четче должна быть дикция.

«РАССКАЗ». Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации, расскажите ребенку о море.

«РИСОВАНИЕ СЛОВАМИ». Для развития умения ярко «рисовать словами», завораживать своей речью полезно такое упражнение: подробно расскажите о каком-нибудь важном событии вашей жизни, точно опишите течение дня, передайте содержание фильма, спектакля и т.д., постарайтесь при этом находить красивые, образные выражения, использовать метафоры, афоризмы.