Рабочая программа по кружку «Основы журналистики»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Овсянниковская Средняя Общеобразовательная Школа»

Орловская обл. г. Орёл д. Овсянниково ул. Центральная д.10

Руководитель:

2014-2015 уч. год

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной газеты. Работа по созданию школьных СМИ помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание проекта «Основы журналистики» является очень актуальным.
Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное, воспитательное. Тематика газет, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические, праздничные, срочные выпуски.
Каждую тему газеты необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), и поэтому программа кружка предполагает занятия по составлению и написанию интервью, репортажей, статей, новостей, рецензий и т. д. . Участие школьников в системе создания школьной газеты развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, помогает саморазвитию и самореализации личности.
Программа рассчитана на 2014-2015 уч. год (2 занятия в неделю длиной в 1ч 30мин.)

Пояснительная записка:

Модель образовательной деятельности

«Школьная газета как фактор развития интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников»

Актуальность:

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной газеты. Работа по созданию школьных газет помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьной редакции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста.

Цели и задачи кружка:

  1. Создание коллектива учащихся объединяющего ребят с самыми разными интересами
  2. Вовлечение детей в различные формы творческой деятельности по выпуску газет
  3. Разумное, целесообразное приобщение детей к современным СМИ, привитие умений и навыков правильного взаимодействия в ней
  4. Расширение информационно-познавательных возможностей учащихся.

Основные направления деятельности:

Информационная.
Школьная газета - самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы и села.

Образовательная.
Подготовка газет требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве журналиста, редактора газет, фотографа, автора собственной статьи. Обучение детей современным технологиям, основным навыкам журналистики, работа с СМИ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная.
Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьной газеты позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям воспитывала слушателей, учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение.
Тематики газет: формы, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными:
выпуск еженедельных (ежемесячных) информационных статей в газете ; тематические газеты к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; поздравительные программы по заявкам педагогов ; конкурсы и викторины (2-3 раза в год) «Открытый микрофон».
Примерные темы курсов: «Моя школа», «Коллективный портрет класса», «Однажды на уроке» и др. По предложенным на конкурсе темам ребята пишут сочинения, эссе, стихи, берут интервью. Во время проведения в школе «Недели (месячника) знаний» можно использовать такую форму работы, как викторина по предмету.
Традиционные рубрики газет :
«Учись учиться», «Говорит дежурный класс», «Спортивные новости», «Рассказы о профессиях», «Вести из класса», «Подросток и закон», «В мире книг», «Встречи с прекрасным» и др. .
Каждую статью надо стараться облечь в интересную форму (заметку, репортаж, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.
В своих выпусках чаще советуясь с читателями , задавая им вопросы: «Какие интересные темы, рубрики для школьной газеты вы можете предложить?»
Особенности, отличия и преимущества данного вида образовательной деятельности от традиционных.
создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное
использование современных технических средств обучения в образовательном процессе;
повышается оперативность подачи информации;
перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности:
занятия детей в редакции.
Участие школьников в системе школьного информирования развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении.

Оценка перспектив работы.
Если работа по созданию школьной газеты грамотно спланирована и хорошо организована, если имеются нужные для работы материалы и подобраны квалифицированные кадры, то школьная газета может стать важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Использовать школьное радио для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.
Газета - это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.

Виды деятельности.
1. Индивидуальные задания
2. Групповая работа
3. Подготовка учащихся - журналистов, редакторов газеты
4. Организация подготовки учащихся - журналистов, редакторов