Жизнь и творчество Г. С.Сковороды как явление украин- ской барокковой культуры

Значительное место в культуре эпохи украинского барокко занимает фигура Г.С. Сковороды(1722 ─ 1794 гг). Он родился в с. Чернухи Лубенского полка в семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской академии (1738 ─ 1741 гг., 1744 ─ 1750 гг.), был певцом придворной капеллы в Санкт-Петербурге (1742 ─ 1744 гг.), находился в составе посольской миссии за рубежом (1750 ─ 1753 гг.), а впоследствии преподавал в Переяславском коллегиуме поэтику, работал домашним учителем. В 1759 ─ 1764 гг, а также в 1768 г. был преподавателем в Харьковском коллегиуме, затем уже до самой смерти был странствующим философом, писал диалоги, читая и даря их своим друзьям и знакомым.

Г. Сковорода является самым ярким и самым характерным пред-ставителем украинской национальной философской мысли.

Философия для Г. Сковороды является квинтэссенцией самой жизни, поэтому главным в человеке является не столько его «теорети-ческие», познавательные способности, сколько эмоционально-волевое существо его духа, сердце, из которого вырастает и мысль, и чувство. Характерным для философской позиции Сковороды является широкое использование языка образов, символов, а не четких рационалистических понятий, которые не в состоянии удовлетворительно раскрыть сущность философской и жизненной истины.

Философские взгляды и гуманистические идеалы Сковороды отра-зились и на его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках «Сад божественных песен» и «Басни Харьковские» Сковорода пропагандиро--вал высокие моральные качества человека, призывал добывать знания, поощрял добрые дела.

Яркую картину тогдашней реальности нарисовал Сковорода в знаменитом стихотворении «Всякому городу нрав и права», слова которо-го позже И. Котляревский вложил в уста возному в пьесе «Наталка Полтавка».

Литературные произведения Сковороды отмечены искренним патриотизмом, любовью к Родине и ее истории. Основатель Харьковского университета В. Каразин писал о Сковороде: «Мы под казацким чубом, и в украинской свитке имели своего Пифагора, Оригена, Лейбница».

Таким образом, его творчество этого выдающегося мыслителя ассоциируется с развитием в украинской культуре тех гуманистических взглядов, которые формировались на национальной почве и оказало большое влияние на развитие гуманистических традиций в украинской культуре следующего XIX ст.