Особенности дирижерского жеста

 

Характеристика дирижерских жестов. В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижерской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения в кодовом разделе, характеризующемся просветлением музыкальной сферы сочинения.

Характер жеста также видоизменяется от плавного, присущего штриху legato, до несколько маркатированного, рубленного в моменты туттийного звучания всей исполнительской массы.

Виды ауфтактов. Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.

В первой группе используются в основном полные ауфтакты к первой, реже ко второй доле. По своему характеру они связаны со звучащим материалом, и поэтому, например, туттийные аккорды должны предваряться задержанным ауфтактом для более четкого и одновременного произношения всем хором начальных звуков.

Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны. Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора, сопровождение при этом отличается сплошным, не разделенным ими звучанием.

Разработка плана репетиционной работы

 

Так как хоровая партитура произведения написана для однородного хора, то ее целесообразно разучивать на разводных репетициях.

На первом этапе разбирать сочинение по партиям, пропевая их как сольфеджио, а также на звуки «ли», «ле», «лю» и др., что должно помочь в достижении единообразного звучания гласных звуков.

В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления.

Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий.

После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстом. При этом необходимо уделять внимание ясному произношению слов и слитности звучания в штрихе legato.

Следующим шагом будет соединение звучания хора с сопровождением и партией солиста. На этом этапе главным является достижение сбалансированности всех компонентов партитуры произведения, как по динамике, так и по другим элементам музыкальной выразительности.

Заключительным этапом разучивания являются художественное выстраивание исполнительского плана (интерпретации), генеральная репетиция и концертное выступление.

хор верди набукко опера

 


Список литературы

1. Л. Безбородова «Дирижирование»; С.-П – «Музыка», 1986.

2. Л. А. Мазель «Строение музыкальных произведений». – М., 1978.

3. И. Дубовский «Учебник гармонии». – М., 1985.

4. Большая советская энциклопедия.

5. И. Усова «Хоровая литература». – М., 1979.

6. В. Стародубцева «Анализ хоровой партитуры». – М., 2007.

7. В. Менари «Учебник современной гармонии». – М., 2004.

8. А. Ирвенс «Техника дирижера». – М., 1876.

9. Ю. Каурков «Энциклопедия хоровика». – М., 1975.

Размещено на Allbest.ru