АП как отрасль права

Винницкий Андрей Владимирович

Административное право

 

Тема 1. Введение в административное право

1. АП как отрасль российского права

2. Предмет АП

3. Метод административно-правового регулирования

4. Система АП

АП как отрасль права

Вся система права делится на две части: частная и публичная. Административное право – это ядро публичного права.

В России АП как отрасль начало зарождаться в России при Петре I, но термина «адми­нистративное право» не было. К середине 19 в. в России возникло полицейское право («полис» - государство). Полицейское право регламентировало отношения вокруг охраны общественного порядка поддержания безопасности (Бернс, Тарасов, Дзержинский – с ними связано возникновение полицейского права).

На рубеже 19-20 вв. полицейское право трансформируется в административное права (Елистратов, Евтихеев). Административное право стало регламентировать исполнитель­ную ветвь власти. А сама исполнительная власть стала рассматриваться как совокупность публичных служб (т.е. государство обслуживало).

Работа Елистратова «Основные начала административного права» 1914 года.

Сайт Юр.клуб (форум)

После революции 1917 г. административное право очень изменилось. В советском госу­дарстве административное право было востребовано.

С 30-40 гг. рождается Монистическая концепция – административное право регламентирует государственное управление (всё управляется). Административное право стало всеобъемлющим (Вертинский, Струдиникин, Аланов).

В 50-60 гг. – Козлов.

91-93 гг. – распад государства, ломка всех институтов.

С 1994 г – появление современных институтов административного права.

С 2003 г. – новейшая история административного права. Административная реформа:

1. повышение информационной открытости институтов власти (интернет);

2. переформатирование системы органов власти (убрали, переделали и создали);

3. полная инвентаризация функций власти (убрали дублирующие и добавили недостающие);

4. совершенствование административных процедур взаимодействия органов власти и частных лиц;

5. активно развивается концепция публичных услуг, которые давно известны на западе (Государство – поставщик услуг);

6. «приватизация» ю67 имммммсс2й1государственвсычЯпркных функций.

Административное право –это отрасль, регламентирующая деятельность публичной администрации по выполнению ей государственных и муниципальных функций.

Публичная администрация – это органы исполнительной власти РФ (Правительство, министерства) и ее субъектов; исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (администрация); специфические органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей, однако правовой режим их деятельности максимально приближен к исполнительной власти (банк России, государственные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования), государственные корпорации (РосАтом, АСВ, РосТехНалоги) – децентрализованные субъекты, орган власти).

Характеристика публичной администрации:

1. многоуровневая иерархичная система, включающая в себя множество органов и должностных лиц; ее деятельность полипредметна, а численный состав многократно превышает судебную и представительную власти.

2. монополист в сфере государственного принуждения (даже если суд выносит приговор, наручники одевает не судья, а исполнительная власть).

3. распоряжается ключевыми финансовыми и материальными ресурсами общества

4. прежде всего, осуществляет исполнительные функции: реализует законы, судебные акты. Публичная администрация, однако, наделяет и правом принимать НА и разрешать отдельные споры.

Таким образом, наряду с главным направлением деятельности у публичной администрации есть нормотворческие и юрисдикционные функции.

5. в наибольшей степени склонна к нарушению законности по всем изложенным выше причинам (коррупция).

Публичная администрация нуждается в контроле.

Характеристики отрасли АП:

1. фундаментальная отрасль;

2. эта отрасль одновременно регулятивная (устанавливает правила поведения) и охранительная (реагирует на отступления от правил поведения);

3. одновременно отрасль и материальная и процессуальная;

4. источники АП представлены федеральными, региональными и муниципальными НА, при этом источниками являются как законы, так и подзаконные акты;

5. источники АП не кодифицированы и не кодифицируемы;