Котлы ДКВР-10-13
Двухбарабанный котёл вертикально-водотрубный реконструированный, паро-Производительностью 10 т/ч, избыточное давление пара 1,3 МПа (13 кгс/см2 . Котёл типа Е- с естественной циркуляцией воды.
Техническая характеристика котлов ДКВР-10-13 указана ранее, в общей технической характеристике котлов типа ДКВР.
Паровой котёл ДКВР -10-13, в сравнении с конструкциями котлов ДКВР меньшей паропроизводительности, имеет следующие отличия:
- в котле ДКВР 10-13 поднят нижний барабан, под который сделан доступ обслуживающего персонала;
- котёл имеет дополнительно фронтовой и задний экраны, соответственно имеет фронтовой и задний коллекторы;
- задний коллектор расположен под передней частью нижнего барабана, снизу;
- фронтовой коллектор расположен на фронтовой части передней стенки котла, то-есть выведен из топки. Опускные необогреваемые трубы, питающие водой фронтовой коллектор из верхнего барабана, расположены в обмуровке.
- топка котлов ДКВР-10-13 экранирована с 4-х сторон
экранными трубами;
- в конвективном пучке котлов ДКВР-10-13 обе перегородки, делящие пучок на 1 -й и 2-й газоходы, выполнены из жаропрочного чугуна.
В отличие от котлов меньшей производительности у котла ДКВР-10-13 нижний барабан поднят, под него обеспечен доступ обслуживающему персоналу. Барабаны соединены между собой трубами конвективного пучка. Трубы крепятся к барабанам вальцовкой, чтобы обеспечить герметичность соединения трубы с барабаном, не разрушая структуры и не снижая прочность стенки барабана.
Каждый коллектор и нижний барабан котла имеют продувочные трубопроводы периодической продувки с двумя вентилями (фланцевые вентили).
Основные элементы парового' котла ДКВр-10-13
1. Верхний барабан; 2. Опускные и подъёмные трубы конвективного пучка; 3. Нижний барабан; 4. Перепускные трубы (3 шт.);
5. Коллектор заднего экрана; 6. Трубы заднего экрана;
7. Опускные (необогреваемые) трубы; 8. Перепускная труба бокового экрана; 9. Коллектор бокового экрана; 10. Экранные трубы;
11. Опускные трубы фронтового экрана; 12. Фронтовой коллектор; 13.Подъёмные трубы фронтового экрана; 14. Лаз; 15. Указатель уровня воды (2 шт.); 16. манометр котла; 17. Воздушник; 18. Ввод химреагентов (в т. ч. моющих химреагентов); 19. Вводы питательной воды (рабочий и резервный); 20. Главный парозапорный вентиль или задвижка;21. Предохранительные клапаны (пружинные клапаны-
2 шт.); 22. Паропровод собственных нужд котла; 23. Общий паропровод собственных нужд;24. Центральный обдувочный аппарат; 25. Обмуровка; 26. Торкрет; 27. Легкоплавкие пробки);
28. Непрерывная продувка;29. Периодическая продувка;
30. Трубопровод для спуска воды из котла;
31. Паропровод подачи пара на прогрев нижнего барабана.
Топка полностью экранирована , разделена стенкой из шамотного кирпича на собственно топку и камеру догорания. Камера догорания уменьшает потери тепла с уходящими дымовыми газами и исключает хим. недожог, а так же предотвращает затягивание факела в конвективный пучок. Между первым и вторым рядом конвективного пучка установлена шамотная перегородка, отделяющая конвективный газоход от камеры догорания. В конвективном газоходе установлена чугунная перегородка, организующая горизонтальный разворот дымовых газов, что способствует большей отдаче тепла дымовых газов конвективным поверхностям нагрева. Обмуровка котла - тяжелая. С фронта котла установлены две газомазутные горелки «ГМГ». Для обдувки труб конвективного пучка на задней стенке котла установлен обдувочный аппарат.
Барабаны котлов выполнены из мало-углеродистой низко-легированной стали марки 16 ГС: - 0,16 % углерода, марганца и кремния - менее одного процента. Коллекторы выполнены диаметром -219 мм. Опускные необогреваемые трубы во фронтовой части котла - 179 мм, перепускные трубы - 76 мм.
Схема движения дымовых газов в котлах ДКВр - 10-13. Дымовые газы, образующиеся в топке котла при сгорании топлива, отдают часть тепла экранным трубам, и через специально выполненное окно, расположенное в левой части задней стенке топки поступают в камеру догорания.В камере догорания дымовые газы движутся с права на лево, огибают первую перегородку конвективного пучка и поступают в первый газоход конвективного пучка.В первом газоходе дымовые газы движутся с лева на право, поперечным потоком омывают трубы, отдают им своё тело и;е меньшей температурой поступают во второй газоход конвективного пучка (см. схем4 движения дымовых газов).Во втором газоходе конвективного п|учка дымовые газы движутся с права на лево, поперечным потоком омывают трубы и отдав им своё тепло, с расчётной температурой выходят из котла через окно, выполненное в верхней левой части задней стенки котла.Из котла дымовые газы по газоходу направляются в экономайзер.
Для очистки наружных поверхностей труб конвективного пучка от сажи и других отложений при работе котла на мазуте предусмотрен специальный обдувочный прибор (стационарное обдувочное устройство). Через заднюю стенку обмуровки вдоль осей барабанов через трубы конвективного . пучка проходит вращающаяся обдувочная труба (из нержавеющей стали), имеющая ряд отверстий с соплами для выхода пара. Передний конец трубы входит во втулку, приваренную к одной из централыгых труб второго ряда конвективного пучка. Вращают трубу вручную при помощи маховика и стальной цепи. Кроме того, имеются переносные обдувочные приборы.
Обдувку труб конвективного пучка при работе котла на мазуте производят паром или воздухом давлением 0,7-1,0 МПа (7-10 кгс/см ).
Обдувка производится в сроки, указанные в местной инструкции, а также при повышение температуры отходящих дымовых газов.