Социальные и институциональные механизмы рекрутирования правящей элиты. Теневые структуры власти и особенности их функционирования.

Влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы её рекрутирования (отбора).

Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет от­бор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осу­ществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Общая типология систем рекрутирования:

• Открытая – доступ в элиту открыт для представителей разных социальных слоев, высок уровень политической мобильности

• Закрытая – сужает социальную базу, элита стремится к самовоспроизводству

 

Системы рекрутирования в современных демократиях (Рокмэн):

Система гильдий (в странах админ. социализма)– постепенное продвижение наверх, система относительно закрыта. Высока степень институциализации отбора, много требований. Отсутствует открытая конкуренция. Тенденция к воспроизводству сущ. типа элиты. Характерна для административной элиты, где важно заручиться поддержкой небольшой внутриэлитной группы (селекторат невелик).

Антрепренерская система (в демократич. гос-ах)– производит политическую элиту. Открыта, много возможностей для всех. Мало формальных требований. Высокая конкурентность. Изменчивость состава, значимы личн. качества, индивид. активность, ораторское искусство. Более сложна по своему устройству, т.к. будущим политикам необходимо искать поддержку не только внутри существующей элиты, но и вне ее пределов, в т.ч. в экономической элите, надо уметь разбираться в различных групповых интересах, апеллировать к массам (селекторат значительно шире).

Основные каналы рекрутирования политической элиты 1:

Элита пополняется за счет: 1) Гос. аппарата, 2) Органов местного самоуправления, 3) Армии, 4) Политических партий

Основные каналы рекрутирования политической элиты 2:

Элита пополняется за счет: 1) Системы образования, 2) Профсоюзов, 3) Бизнес-структур, 4) Религиозных организаций

 

Теневые структуры – организации, лица, вновь созданные структуры и т. п., до поры до времени внешне остающиеся незаметными, предпочитающие держаться в тени и делать свое дело, воплощать свои замыслы, не привлекая особого внимания. Характеризующие ее понятия: "теневая власть", "теневое правительство", "теневой кабинет", "теневой премьер", "теневая политика", "теневая экономика" и т.п.

Теневые центры могут быть как институционализированными, так и сугубо неформальными. В первом случае реализуются возможности институциональной подсистемы, а также возможности трактовки принципов ее функционирования и создания дополнительных институтов и властных мест для обеспечения системы сдержек и противовесов. Речь идет именно о создании теневых центров власти. В пределе данная тенденция может быть описана как «приватизация государства».

Во втором случае имеет место проявление такой ситуации, когда те или иные политические субъекты не ставят своей целью приход к власти, но стремятся к максимизации собственного влияния на правящий политический режим и, в идеале, к монополизации влияния. В этом случае речь идет о создании теневых центров влияния.

Неформальные теневые центры, как правило, стремятся найти себе точку опоры в формальной институциональной системе, поскольку это открывает доступ к важным бюрократическим ресурсам, а также повышает легитимность того или иного центра и позволяет ему закрепить за собой сектор абсолютного административного контроля. Через эту формальную систему осуществляются важные типы действий, которые невозможны только в рамках теневых процедур. Но институционализируемые теневые центры при этом не перестают быть теневыми, поскольку их организация и принципы функционирования остаются прежними (первично теневыми), а формализация выступает только как инструмент.

Для теневой политической системы характерно иное, неклассическое понимание механизмов власти и принятия решений, функционирования государственной машины. При этом теневая система стремится навязать это понимание «легальному государству». В результате теневая политическая система действует прежде всего как система контроля над инфраструктурой политико-экономического пространства и предоставления посреднических услуг для преодоления этих инфраструктурных барьеров.