Динамика науки как процесс порождения нового знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

В философии существуют три концепции развития науки:

  • 1. Кумулятивный процесс - накопление твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне, т.е. линейно развивающийся процесс.
  • 2. Развитие науки через феномен научной революции. Развитие науки происходит скачкообразно.
  • 3. Развитие науки через кейс-стадии - интуитивный подход.

У первого подхода мало сторонников. Ранее был наиболее распространен второй подход. Понятие научной революции ввел Ф.Энгельс. Существенный вклад в теорию научных революций внес В.Ленин. Академик В.Вернадский описывал научную революцию как "взрыв научного творчества". Т.Кун использовал понятия "парадигма", "нормальная наука" и "научное сообщество". По его мнению, научная революция - это смена парадигм. Парадигмы - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Существуют три типа научных революций:

  • Микро-революции (изменения в отдельных науках)
  • Локальные революции (изменения в фундаментальных науках)
  • Глобальная революция (изменения затрагивают всю систему научного знания)

В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции:

  • Доклассическая научная революция (античность 5-6 века д.н.э. - 17 век н.э.)
  • Классическая научная революция (17-19 века)
  • Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)
  • Постклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)

Для того что бы понять и оценить в чем заключается качественный скачок существуют три параметра:

  • Идеалы и нормы науки - система ценностей, соответствующих научному знанию на конкретном этапе.
  • Научная картина мира - общее представление о мире и объективной реальности.
  • Философские основания науки - это специфика познавательного процесса, сущность стиля научного исследования.