Виды доставки товаров в магазины

Товары в магазины могут быть доставлены: централизовано и децентрализовано.

При централизованной доставке поставщики обеспечивают в необходимом количестве транспорт, погрузочно-разгрузочные работы, отвечают за сохранность товара в пути и своевременную доставку товара в магазины. При децентрализованной доставке (самовывоз) все эти операции магазины берут на себя.

Децентрализованная доставка ведет к росту издержек обращения, нерациональному использованию автотранспорта, отвлечению торгового персонала от основных функций по обслуживанию покупателей.

Централизованная доставка применяется как при транзитном товародвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и розничных предприятий. Суть централизованной доставки: правовая обязанность по осуществлению доставки товаров к получателю возлагается на поставщика, осуществляющего ее привлеченным на договорных началах или собственным автотранспортом.

Централизованная доставка оформляется 2 договорами:

1)договор о поставке, в котором предусматриваются права и обязанности поставщиков и покупателей;

2)договор о централизованной автомобильной перевозке грузов.

Значение централизованной доставки:

- позволяет рационально организовать весь процесс товароснабжения розничных торговых сетей и предприятий общественного питания,

- устранить лишние звенья в товародвижении,

- сократить численность складского персонала экспертов, грузчиков,

- улучшить использование автотранспорта,

- снизить стоимость транспортировки товаров.

Централизованная доставка в розничной торговой сети может осуществляться как производственными предприятиями и организациями- изготовителями, так и оптовыми торговыми предприятиями. При этом оптовые торговые организации могут осуществлять централизованную доставку товаров, как со своих складов, так и со складов производственных предприятий в порядке транзитного завоза. Одним из центральных вопросов централизованной доставки товара является порядок согласования количества и ассортимента, подлежащих очередной доставке товаров.

2.Способы определения количества товаров, завозимых получателям в очередную доставку:

Возможны четыре способа определения количества товаров.

1)По заказам получателя на очередную доставку необходимых ему товаров по количеству и ассортименту.

Сумма ежедневной или иной периодичности разовых заказов за определенный период должна соответствовать количеству товаров, предусмотренных договором. Ассортимент товаров должен соответствовать согласованной сторонами спецификации.

Договорной практикой выработаны 3 способа передачи заказа поставщику:

- доставка письменного заказа;

- передача заказа по телефону;

- прием заказа представителем поставщика, доставляющим товар.

2)В соответствии с заказами покупателей по договору на очередную доставку товаров торговым представителем.

Для того, что бы заказы были обоснованными, представитель должен знать требования получателя с учетом спроса.

3)По разнарядкам покупателям с указанием в них получателя и дней завоза.

4) Доставка товаров, предварительно отобранных получателем (непродовольственные товары сложного ассортимента).

При разработке рациональных маршрутов доставки необходимо учитывать дислокацию торговой сети, объем одновременной партии товаров, завозимой на торговые предприятия и частоту завоза товаров в магазины, столовые.

В целях обеспечения ритмичности доставки товаров и предотвращения простоя автотранспорта, стороны должны согласовать графики доставки.

Различают 2 вида графиков: транспортные графики и графики доставки товаров. В транспортном графике предусмотрены часы прибытия автомашин на склад поставщика и срок окончания работы автомашин в данные сутки. Графики доставки подразделяются на: часовые (с указанием часов доставки товаров каждому покупателю) и суточные (без указания часов завоза). Графики доставки должны быть увязаны с транспортными графиками.

Розничные организации могут централизовать товароснабженческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально используя ту или иную форму товароснабжения.